Что такое критический анализ?

Определение: критический анализ — это анализ дизайна и предоставление фидбэка о том, соответсвует ли он всем изначальным критериям, требованиям и целям.

Критический анализ дизайна проходит в виде группового обсуждения с целью улучшения. Критический анализ — это не просто осуждение.

Существует два разных типа критического анализа: автономный анализ и обзор дизайна. Автономный анализ — это собрание, нацеленное на улучшение конкретной части работы. Обзор дизайна — это, обычно, оценка дизайна, основанная на наборе эвристики; он может проводится специалистом в области юзабилити или на встрече, проводимой по окончании творческого процесса, с целью получения одобрения и дальнейшего продвижения. В этой статье мы сконцентрируемся на автономном анализе.

В автономном анализе существуют две роли: ведущий и критик. Ведущий представляет дизайн, а критик его критикует, предлагая обоснованные размышления или точки зрения. Обе роли могут представлять несколько человек. Критический анализ может и должен быть междисциплинарным. Он может происходить в любой момент дизайнерского процесса. Для каждого изменения, с последующим повторением процесса, проводится отдельный критический анализ.

В этой статье вы увидите три основных фактора, обуславливающих эффективный критический анализ:

  1. Понятный контекст обсуждения. Слишком часто, из-за недостатка контекста, критический анализ становится громоздким. Анализ окажется полезным только в случае существования однозначных критериев того, что именно должно обсуждаться. После определения этих критериев можно заняться определением продолжительности и остальных формальностей.
  2. Согласие по целям дизайна. Для того, чтобы можно было анализировать дизайн, должно существовать согласие всей команды по проблемам, которые он должен решать. Это значит, четкое понимание пользователей и их нужд. Без этого, любой фидбэк будет субъективен и не обоснован.
  3. Диалог, а не раздача указаний. Указания и директивы могут очень быстро разрушить саму цель проведения критического анализа, которая заключается в ведении открытой дискуссии для улучшения результата.

Слово «критика» в повседневном общении имеет немного негативные коннотации, но когда критический анализ проводится согласно с приведенным выше определением, он превращается в положительное событие.

 

Зачем проводить критический анализ?

Улучшение дизайна почти невозможно без получения отзывов от других людей. Эта информация помогает вам избежать ошибок, а, следовательно, создавать более качественные работы. Одна голова хорошо, а две (или больше, в этом случае) — лучше.

Позитивная культура сессий критического анализа улучшает отработку взаимодействия внутри команды. Все будут владеть одной информацией по проекту. Чем раньше вы представите свой дизайн членам команды, тем вероятнее получите их одобрение и придете к консенсусу. Такая практика создаст доверие между членами команды и предотвратит ущерб, который может нанести чье-либо эго.

Критический анализ создает условия для сотрудничества и взаимодействия. Ваша работа может повлиять на работу других. Например, разработчики будут создавать более гибкий код, если будут знать, какая работа им предстоит в будущем. Схожим образом, они смогут говорить о выполнимости еще в процессе планирования дизайна — пока его еще можно изменить без затрат времени и денег. Несколько дизайнеров, которые работают над отдельными частями большого проекта, смогут увидеть возможные несоответствия в пользовательском опыте, если будут участвовать в критическом анализе работ друг друга.

Зачем проводить критический анализ?

Упрощение критического анализа

Упрощение — это ключевой аспект критического анализа. Традиционно, упрощение — это механизм, используемый для управления хаотичным процессом. Как описывают Коннор и Иризарри, «упрощение критического анализа — это консенсус, сбалансированное управление беседой по направлении к ее завершению». Это управление создает необходимую для ведения продуктивной беседы структуру и платформу.

Существует два основных подхода:

  • Круговая система. Участники по очереди делятся своими точками зрения. Этот метод предоставляет два преимущества. Во-первых, каждый делает свой вклад. Во-вторых, такой процесс выглядит демократично: вы можете начать с любого человека.
  • Квоты. Ведущий собирает определенное количество позитивных и негативных комментариев от каждого участника. Этот подход должен использоваться только с целью начала диалога.

Ответственность ведущего будет варьироваться, но, вероятнее всего, будет включать в себя распределение времени, сохранение направления обсуждения и снятие напряженности, если таковая будет возникать. Другие важные ответственности:

Создание, а затем распределение объема и повестки критического анализа. Для того, чтобы критический анализ был продуктивным, его необходимо планировать. Создание этого плана входит в обязанности ведущего. Для начала следует разобраться с ключевыми компонентами.

Расскажите всем об объеме и целях критического анализа. Определение того, что должно и что не должно покрывать обсуждение очень поможет сэкономить время большей части команды. Заранее установите правила и ожидания, чтобы участники понимали, что такое критический анализ и как он проводится. Поделитесь обсуждаемой работой — это поможет избежать неожиданностей и даст участникам время подумать над работой, прежде, чем предлагать фидбэк.

Вот пример электронного письма, в котором ведущий объясняет повестку и объем анализа:

 Пример электронного письма

Отберите людей, которые будут принимать участие в сессии. В идеале, группа должна быть междисциплинарной.

  • Правильные вопросы. Роль ведущего — задавать актуальные вопросы, чтобы гарантировать правильный фидбэк. Ведущий может переформулировать вопросы или комментарии, которые звучат слишком самоуверенно («Слишком красный цвет!»), или в указательном тоне («Я бы сделал иначе!»), чтобы связать их с целями дизайна.
    • Плохой вопрос: Ух… Ну и разметка!
    • Переформулированный вариант: Как такая разметка поможет пользователю быстро и эффективно выполнять свои задачи?
    • Плохой фидбэк: Мне нравятся цвета, но кажется, что эта кнопка находится не там, где надо, да и вся страница кажется загруженной.
    • Переформулированный вариант: Если целью является ускорение процесса регистрации, то мне кажется, что мы акцентируем неправильные элементы, и прячем основную задачу тем, что усложняем нахождение кнопки.
  • Документирование дискуссии. Ведущий может вести запись. В некоторых случаях, этим может заняться кто-то другой. Записи следует вести публично, используя приложение для совместного редактирования, и позволять участникам вносить дополнительные наблюдения и уточнения в режиме реального времени. Вот пример использования таблицы для отслеживания результатов сессии критического анализа:

Таблица

Демонстрация

Демонстрация своей работы всегда заставляет демонстрирующего чувствовать себя неловко, особенно, если в вашей организации не принято проводить критический анализ. Не принимайте фидбэк как негативное суждение; думайте об улучшении продукта. Такое отношение упростит прорабатывание точек напряженности, и позволит вам получить от критического анализа максимальную выгоду.

Когда вы представляете свою работу на сессии критического анализа, следуйте этим лучшим практикам:

  • Повторите цели. До начала сессии, повторите цели своей работы. Вспомните все персоны, текущие проблемы, пользовательские задачи или свою прошлую работу.
  • Расскажите историю. Начните сессию, рассказав историю своей работы. Это поможет вашей аудитории понять с какими проблемами вам пришлось столкнуться, из чего вы черпали вдохновение и как принимали решения. Продолжите, попросив предоставить фидбэк по определенным вопросам: что работает, что не работает, где вам нужны предложения. Представьте свою работу быстро и эффективно. Мы любим много объяснять, защищая тем самым принятые нами решения, потому, что мы эмоционально привязаны к нашим дизайнам. Постарайтесь говорить кратко и по существу. После представления работы, команда всегда может вернуться к чему-то, что требует дополнительного обсуждения.
  • Сделайте ваш дизайн доступным. Если вы заранее не рассылали свои работы участникам сессии, то сделайте их доступными после сессии, если потребуется более широкое обсуждение. Если вы хотите с кем-то лично обсудить предоставленный фидбэк, запланируйте встречу.

 

Критический анализ как часть вашего процесса

Критический анализ должен быть ключевой частью повторяющегося творческого процесса, но внедрение фидбэка в текущий процесс вашей команды может наткнуться на определенные препятствия. Это с тем учетом, что не всегда критический анализ будет проходить гладко. Зачастую, критический анализ идет вразрез с общей организационной структурой или определенные члены команды возражают против использования такой практики. В таких случаях нужно начинать понемногу.

Чем скорее ваша команда поймет, и внедрит критический анализ в свой процесс, тем быстрее ваши продукты пожнут плоды этих важных обсуждений. Начните прямо сейчас, проведя критический анализ по вашему текущему проекту, в какой бы стадии он не находился. Не ждите начала следующего.

Начните с обмена фидбэком внутри вашей текущей команды. Чем чаще вы будете это делать, тем скорее это станет естественной частью процесса. Попробуйте посвящать 30 минут в день круговому анализу проекта, над которым работает какой-либо член вашей команды.

Если критический анализ уже является частью вашего процесса, то попробуйте пригласить кого-либо со стороны или из другого департамента, на ротационной основе. Критический анализ помогает создать общий фонд, объединяя различные точки зрения.

 

Ловушки критического анализа

Сохранять критический анализ на правильном пути довольно сложная работа. Ниже приведён список плохих привычек, которые могут негативно на него повлиять:

  • Несогласие по персонам или целям.
  • Планирование слишком долгих сессий.
  • Принятие фидбэка слишком близко к сердцу.
  • Попытки моментально решить проблему.
  • Обсуждение только негативных сторон.

 

Заключение

Создание культуры честного критического анализа потребует времени и вложений, но он улучшает дизайн, внедряя в него объединённые точки зрения. Критика текущих проектов позволяет производить изменения еще до их завершения, при этом, не влияя на их стоимость, временные рамки. Это гарантирует, что продукт удовлетворяет своим начальным целям.

Перевод статьи Сары Гиббонс