Один из самых распространенных мифов в дизайне гласит: «Лучший дизайн — это невидимый дизайн». Целые книги были написаны о том, как сделать ваш дизайн еще более незаметным, утверждая, что лучший UI — это его отсутствие. Все они, похоже, написаны выпускниками школы «Не Заставляйте Меня Много Думать», в которой учат тому, что юзабилити и эффективность — это самые высокие ценности, которых мы способны достигнуть в дизайне. Они, конечно, важны, но продукты должны быть настолько заметными, насколько это необходимо. Существуют миллионы примеров красивого заметного дизайна.

Для начала немного философии. Что имеют ввиду люди, которые утверждают, что невидимость описывается в таких понятиях Хайдеггера, как «подручное» и «наличное»? Если вы используете инструмент и делаете это неосознанно — это «подручное». В качестве примера, в голову приходит использование ручки для письма. Но когда вы рассматриваете инструмент как объект — это «наличное». Если в ручке заканчиваются чернила, вы начинаете воспринимать ее как объект. Стремление к «подручному» в качестве главного принципа взаимодействия в дизайне — хорошая практика. Когда инструмент является «наличным», вы возитесь с ним, пытаясь понять, как и к чему его применить.

Однако, есть небольшой нюанс: со временем даже самый плохой дизайн может стать «подручным». Много лет назад я наблюдал картину, когда сотрудники службы поддержки вводили длинные командные строки/ключи функций в программу с уродливым зеленым интерфейсом, при этом разговаривая по телефону с клиентом. Когда я спросил, что бы они хотели улучшить в этой системе — ни у кого не нашлось адекватного ответа, поскольку эта кошмарная система стала их второй природой. «Подручное» — не обязательно признак хорошего дизайна.

Но что же тогда? Когда «наличность» продукта (его форма и внешний вид, особенно в спокойном состоянии) не только не мешает «подручности», но и улучшает ее. Классический пример — колесико на iPod. Его внешний вид и функциональность улучшали взаимодействие. Его дизайн был видимым в лучшем смысле этого слова. Хороший дизайн — это когда продукт настолько приятно использовать, что становится приятным и то, что он предлагает.

На любой машине можно переместиться из точки А в точку В, но Ferrari будет стоить дороже, чем Kia. Обе машины будут «подручными», но опыт — который, как я утверждаю, является комбинацией «подручного» и «наличного» — будет совершенно разным. Примеры не ограничиваются исключительно предметами роскоши. Примером может послужить, нечто настолько простое, как картофелечистка. Хороший продукт может изменить опыт выполнения задачи в лучшую сторону. А не это ли главная задача UX дизайна?

Видимый дизайн не только потенциально более ценен, но и более удобен. То, что мы видим, можно оценить, даже если мы это не используем. Вся глубина таких продуктов, как Alexa от Amazon, не сразу бросается в глаза, поскольку ее голосовой интерфейс невидим. Удалив всё «наличное», они удалили многое из «подручного». Это касается всех голосовых, некоторых жестовых и диалоговых систем, интерфейсов. Очевидность помогает реализации удобства. Если вы не можете понять, как использовать продукт, его невидимость бесполезна. Поэтому, на передней панели автоматических сушилок для рук наклеены стикеры, демонстрирующие жесты для их включения.

Иногда, придание вещам невидимости только вредит им. Практика скрывания информации и элементов управления — даже тех, которые не часто используются — может быть весьма разрушительной. Классический пример — адаптивные меню Microsoft, которые скрывают редко используемые элементы.

Дизайн должен создавать что-то красивое, простое, и превращать идеи в жизнь. Лучший дизайн справляется со всеми тремя задачами одновременно. Для этого потребуется сделать какие-то элементы продукта невидимыми. Или нет. Лучшие продукты видимы настолько, насколько необходимо для улучшения процесса использования.

Перевод статьи Дэна Сэффера