Большинство из нас еще помнят времена, когда интернет не был настолько распространенным явлением, и даже 15 лет назад, поиск необходимого контента мог занять какое-то время.

Сегодня, простой смартфон может предоставить ответы, на все интересующие вас вопросы. Нажимайте по экрану и говорите, а Siri сделает всё остальное. При этом, вы прекрасно понимаете, что за этой простотой стоят сложнейшие вычисления, но дело как раз в том, что нам не приходится об этом задумываться. Эти процессы просто работают сами по себе. Они невидимы, и именно такими они нам нравятся.

 

Не заставляйте меня думать

Первым, эту фразу популяризовал Стив Круг в одноименной книге. Несмотря на то, что она была опубликована в 2000 году, дизайнеры до сих пор ее используют.

Круг был не первым, и не последним, кто ратует за простоту. В 1970 году, Дитер Рамс определил свои вечные, а теперь и канонические 10 принципов хорошего дизайна (англ). В них Рамс утверждает, что «Хороший дизайн — это минимальное его количество».

За столетия до него, Бритва Окамма научила нас, что простота — это лучший подход, и что не нужно без необходимости увеличивать количество элементов. Но сам принцип был известен еще со времен Аристотеля, который говорил, что «природа избирает кратчайшие пути».

Суть вот в чем: наше восхищение простотой, и желание достичь ее в нашей повседневной жизни не имеет никакого отношения к современным тенденциям дизайна. Люди издавна стремятся к упрощению. Поэтому неудивительно, что технологии, и интерфейсы, посредством которых мы этими технологиями управляем эволюционируют от эффективности к невидимости.

 

Восхождение невидимого дизайна

Когда мы говорим о «невидимом дизайне», мы имеем ввиду дизайн, который ненавязчив до элегантности. Такой дизайн не привлекает к себе внимание. Им нужно пользоваться и наслаждаться процессом, а не просто смотреть на него. Он позволяет пользователям с минимальными усилиями и максимальной эффективностью достигать своих целей.

Как пользователи интернета и потребители, все мы привыкли к этому невидимому и интуитивному дизайну. Доказательства тому повсюду. Спросите себя, когда в последний раз вам приходилось читать инструкции по использованию приложения, или, когда вы последний раз наталкивались на сайт, с абсолютно непонятной навигацией.

Цифровые продукты стали предсказуемыми. Постоянными. Для простых пользователей, цифровые продукты стали более оптимизированы, стандартизированы, и значительно упростились. Незаметно для всех, невидимый дизайн окружил все элементы нашей жизни, упрощая ее тонкими оттенками скорости и понятности.

 

Переход к невидимому опыту

Фраза «невидимый дизайн» очень не полностью описывает те захватывающие переживания, которыми мы имеем честь наслаждаться сегодня. Когда мы думаем о дизайне, мы все еще думаем об опыте, сосредоточенном на физических объектах и элементах. Но как насчет дизайна, работающего в менее физическом пространстве? Как насчет опыта, сконцентрированного вокруг ткани цифровой информации, а также на нематериальных процессах и действиях?

Дизайн перестал быть чем-то, что можно увидеть и почувствовать. Всё чаще, дизайн превращается в то, что вплетает потоки технологий, информации, и данных, в наши повседневные дела.

Siri, может напомнить вам позвонить своей маме на день рождения. Alexa, может включить чайник, когда вы просыпаетесь. Ваши часы могут сказать вам, когда нужно просыпаться, и размять ноги. Вы не думаете об этом, потому что в этом нет необходимости. Но будьте уверены, всё это — красиво спроектированный невидимый опыт.

 

Демократизация использования технологий

Нельзя говорить о невидимом опыте, не упомянув голосовые технологии. Голос — это не новое направление в UX Дизайне. Это следующий, естественный шаг, в развитии того, как мы взаимодействуем с технологиями. Голос — это интуитивно понятный интерфейс, и он демократизирует наши девайсы.

Для доступа к технологиям мы всегда полагались на посредников — будь то мышь или тач-скрин. Но по мере развития технологий, эти посредники развились, снижая помехи при взаимодействии, и ускоряя выполнение задач. А что может быть быстрее или проще, чем голос?

Прежде, чем научиться печатать, мы учимся говорить. Это более естественный процесс, и поэтому, разговор с технологиями создает опыт, который кажется более дружественным. Мы рассматриваем источник речи, как человека, и поэтому, опыт общения с технологией просто никак нельзя сравнить с пиксельными UI. Что касается технологии и ее использования, голосовой UI — это, наверно, наш самый новый, и самый старый интерфейс.

 

AI, как новый UI

Новое поколение вырастет в мире, где невидимые интерфейсы — норма. И эта трансформация уже началась. Согласно Gartner, к 2020 году, 30% сессий использования интернета будут проходить без использования экрана. А согласно Salesforce, 57% потребителей ожидают, что к 2020 году, голосовые помощники в значительной степени повлияют на их повседневную жизнь.

Мы понемногу привыкаем к общению с цифровыми помощниками, и их новизна переходит в норму. Этим помощникам, Alexa, Cortana, Google Home, Siri, не нужен пользовательский интерфейс. В них нет элементов визуального дизайна, и они не создают преград на пути выполнения каких-либо пользовательских задач. Такое отсутствие дизайна — намеренный выбор.

Как пользователи, мы нетерпеливы. И как бы избалованно это не звучало, набор текста — это тяжкий труд. Текст нельзя набирать во время управления автомобилем, просто с занятыми руками, или, когда ваш телефон находится вне пределов досягаемости. С другой стороны, разговаривать вы можете почти везде и в любое время. Кроме того, мы проговариваем 150 слов в минуту, а набираем всего 40.

С учетом скорости и доступности, которые AI предлагает пользователям, он превращается в новый UI.

 

Заключение

Невидимый дизайн быстро превратился в стандарт, и сейчас, мы видим восхождение невидимых интерфейсов. Но даже голосовые UI требуют выполнения определенных шагов, и могут вызвать трение. Попробуйте поговорить с Siri, пока чистите зубы, или, например, если вы страдаете от нарушений речи.

В своем уничтожении неэффективного и ненужного, UX дизайн часто копирует природу. Но если даже у голоса есть недостатки, то что дальше?

Потенциально, следующим шагом будет эволюция от невидимости к беспрепятственности. В этом году, Марк Цукерберг заявил, что Facebook работает над созданием интерфейса, который позволит мысленно управлять технологией. И он не первый, кто этим занимается: Элон Маск уже разрабатывает интерфейсы, соединяющие человеческий мозг непосредственно с технологией.

Неуклюжие интерфейсы мешают пользователям. По мере роста элегантности дизайна, мы теряем всё больше элементов, которые когда-то упрощали наш доступ к технологиям. Эволюция от невидимого дизайна к невидимым интерфейсам — это только начало. Посредники понемногу вытесняются.

В случае с UX, «Не заставляйте меня думать», возможно, уже недостаточный подход. На очереди — «Не заставляйте меня делать».

Перевод статьи Роксан Аберкромби