Определение юзабилити

Юзабилити — это качественный атрибут, который оценивает простоту использования пользовательского интерфейса. Также, слово юзабилити применяется для описания методов улучшения простоты использования интерфейсов во время их разработки.

Юзабилити определяется пятью качественными компонентами:

  • Обучаемость: как просто новым пользователям выполнять основные задачи?
  • Эффективность: насколько быстро пользователи выполняют основные задачи, после того, как познакомились с дизайном?
  • Запоминаемость: как хорошо пользователь запоминает процессы, необходимые для выполнения задач?
  • Ошибки: сколько ошибок допускает пользователь, насколько они значительны, и как быстро эти ошибки исправляются?
  • Удовлетворение: насколько приятно использовать ваш дизайн?

Существует множество других качественных атрибутов. Самый основной — функциональность.

Юзабилити и функциональность одинаково важны, и вместе, определяют полезность: не важно насколько просто управлять интерфейсом, если он не выполняет необходимых задач. То же самое можно сказать о системе, которая гипотетически способна выполнять необходимые вам задачи, но из-за сложного интерфейса вы не можете ей управлять. Для изучения функциональности дизайна можно использовать те же исследовательские методики, что и для улучшения юзабилити.

  • Определение функциональности = предоставляет ли дизайн необходимый вам функционал
  • Определение юзабилити = насколько легко и приятно этот функционал использовать
  • Определение полезности = юзабилити + функциональность

 

Почему юзабилити имеет такое значение

Юзабилити — это важнейшее условие выживания в сети. Если веб-сайт сложен в использовании — люди с него уйдут. Если домашняя страница не объясняет, что предлагает компания, и чем пользователь может на этом веб-сайте заняться — люди уйдут. Если пользователь на этом сайте потеряется, он уйдет. Если информацию, расположенную на веб-сайте сложно читать, или если она не отвечает на основные вопросы пользователя, он уйдет. Инструкций по использованию сайтов не существует, а если бы они существовали, то пользователь не стал бы тратить на их прочтение свое время — существует огромное количество других сайтов.

В интрасетях, юзабилити непосредственно влияет на продуктивность сотрудников. Чем больше времени уходит на попытки разобраться с сетью, тем меньше выполняется работы.

 

Как улучшить юзабилити

Существует множество методов изучения юзабилити, но самый полезный — пользовательское тестирование:

  • Привлеките типичных пользователей, например, клиентов, в случае с торговой площадкой, или сотрудника, в случае с интрасетью.
  • Попросите их выполнить типичные задачи
  • Понаблюдайте за их действиями — что получается хорошо, а где они сталкиваются с трудностями. Помолчите, и послушайте пользователя

Очень важно тестировать пользователей индивидуально, и позволить им решать задачи самостоятельно. Если вы поможете им, или направите их внимание к какой-то определенной части экрана, то испортите результаты теста.

Для определения самых важных проблем юзабилити, пяти пользователей, занятых в тестировании будет достаточно. Вместо проведения одного большого исследования, намного выгоднее провести несколько маленьких, сравнить их результаты, и исправить обнаруженные проблемы.

Пользовательское тестирование отличается от фокус-групп, которые представляют из себя очень плохой способ оценки юзабилити дизайна. Фокус-группы больше подходят для исследования рынка, а для оценки взаимодействия нужно наблюдать за отдельными пользователями во время выполнения ими задач в рамках тестируемого интерфейса.

 

Когда начинать работу над юзабилити

Юзабилити имеет место на каждом этапе разработки. Возникающая в результате необходимость в проведении нескольких тестов — это та причина, по которой я рекомендую проведение быстрых и недорогих индивидуальных тестов. Вот несколько основных шагов:

  • До начала работы над новым дизайном, протестируйте его старую версию, и определите то, что стоит оставить или подчеркнуть, и от чего стоит избавиться.
  • Протестируйте решения конкурентов — это предоставит вам данные о диапазоне альтернативных интерфейсов, функции которых схожи с вашим.
  • Проведите полевое исследование, и посмотрите, как пользователи ведут себя в своем естественном окружении.
  • Создайте бумажные прототипы одной или нескольких идей, и протестируйте их. Чем меньше времени вы потратите на эти идеи, тем лучше, поскольку на основании этих тестов вы будете их менять.
  • Улучшайте лучшие, по результатам тестирований идеи, постепенно переходя от низкоточных прототипов, к высокоточным интерактивным моделям.
  • Сверьте свой дизайн с установленными рекомендациями по юзабилити.
  • Когда вы определитесь с конечной версией и будете готовы к релизу, снова проведите тестирование. Незаметные проблемы юзабилити всегда норовят появиться к моменту запуска.

Не откладывайте пользовательское тестирование на поздние стадии разработки. Если вы так поступите, то в итоге не сможете устранить подавляющее большинство критических проблем, поскольку многие из них будут структурными.

 

Где проводить тесты

Если вы проводите как минимум одно пользовательское исследование в неделю, то для этой цели имеет смысл построить отдельную лабораторию. Однако, для большинства компаний, вполне нормально проводить тестирование в конференц-зале, или в офисе. Главное — устраните все отвлекающие факторы.

Перевод статьи Якоба Нильсена