Определение юзабилити
Юзабилити — это качественный атрибут, который оценивает простоту использования пользовательского интерфейса. Также, слово юзабилити применяется для описания методов улучшения простоты использования интерфейсов во время их разработки.
Юзабилити определяется пятью качественными компонентами:
- Обучаемость: как просто новым пользователям выполнять основные задачи?
- Эффективность: насколько быстро пользователи выполняют основные задачи, после того, как познакомились с дизайном?
- Запоминаемость: как хорошо пользователь запоминает процессы, необходимые для выполнения задач?
- Ошибки: сколько ошибок допускает пользователь, насколько они значительны, и как быстро эти ошибки исправляются?
- Удовлетворение: насколько приятно использовать ваш дизайн?
Существует множество других качественных атрибутов. Самый основной — функциональность.
Юзабилити и функциональность одинаково важны, и вместе, определяют полезность: не важно насколько просто управлять интерфейсом, если он не выполняет необходимых задач. То же самое можно сказать о системе, которая гипотетически способна выполнять необходимые вам задачи, но из-за сложного интерфейса вы не можете ей управлять. Для изучения функциональности дизайна можно использовать те же исследовательские методики, что и для улучшения юзабилити.
- Определение функциональности = предоставляет ли дизайн необходимый вам функционал
- Определение юзабилити = насколько легко и приятно этот функционал использовать
- Определение полезности = юзабилити + функциональность
Почему юзабилити имеет такое значение
Юзабилити — это важнейшее условие выживания в сети. Если веб-сайт сложен в использовании — люди с него уйдут. Если домашняя страница не объясняет, что предлагает компания, и чем пользователь может на этом веб-сайте заняться — люди уйдут. Если пользователь на этом сайте потеряется, он уйдет. Если информацию, расположенную на веб-сайте сложно читать, или если она не отвечает на основные вопросы пользователя, он уйдет. Инструкций по использованию сайтов не существует, а если бы они существовали, то пользователь не стал бы тратить на их прочтение свое время — существует огромное количество других сайтов.
В интрасетях, юзабилити непосредственно влияет на продуктивность сотрудников. Чем больше времени уходит на попытки разобраться с сетью, тем меньше выполняется работы.
Как улучшить юзабилити
Существует множество методов изучения юзабилити, но самый полезный — пользовательское тестирование:
- Привлеките типичных пользователей, например, клиентов, в случае с торговой площадкой, или сотрудника, в случае с интрасетью.
- Попросите их выполнить типичные задачи
- Понаблюдайте за их действиями — что получается хорошо, а где они сталкиваются с трудностями. Помолчите, и послушайте пользователя
Очень важно тестировать пользователей индивидуально, и позволить им решать задачи самостоятельно. Если вы поможете им, или направите их внимание к какой-то определенной части экрана, то испортите результаты теста.
Для определения самых важных проблем юзабилити, пяти пользователей, занятых в тестировании будет достаточно. Вместо проведения одного большого исследования, намного выгоднее провести несколько маленьких, сравнить их результаты, и исправить обнаруженные проблемы.
Пользовательское тестирование отличается от фокус-групп, которые представляют из себя очень плохой способ оценки юзабилити дизайна. Фокус-группы больше подходят для исследования рынка, а для оценки взаимодействия нужно наблюдать за отдельными пользователями во время выполнения ими задач в рамках тестируемого интерфейса.
Когда начинать работу над юзабилити
Юзабилити имеет место на каждом этапе разработки. Возникающая в результате необходимость в проведении нескольких тестов — это та причина, по которой я рекомендую проведение быстрых и недорогих индивидуальных тестов. Вот несколько основных шагов:
- До начала работы над новым дизайном, протестируйте его старую версию, и определите то, что стоит оставить или подчеркнуть, и от чего стоит избавиться.
- Протестируйте решения конкурентов — это предоставит вам данные о диапазоне альтернативных интерфейсов, функции которых схожи с вашим.
- Проведите полевое исследование, и посмотрите, как пользователи ведут себя в своем естественном окружении.
- Создайте бумажные прототипы одной или нескольких идей, и протестируйте их. Чем меньше времени вы потратите на эти идеи, тем лучше, поскольку на основании этих тестов вы будете их менять.
- Улучшайте лучшие, по результатам тестирований идеи, постепенно переходя от низкоточных прототипов, к высокоточным интерактивным моделям.
- Сверьте свой дизайн с установленными рекомендациями по юзабилити.
- Когда вы определитесь с конечной версией и будете готовы к релизу, снова проведите тестирование. Незаметные проблемы юзабилити всегда норовят появиться к моменту запуска.
Не откладывайте пользовательское тестирование на поздние стадии разработки. Если вы так поступите, то в итоге не сможете устранить подавляющее большинство критических проблем, поскольку многие из них будут структурными.
Где проводить тесты
Если вы проводите как минимум одно пользовательское исследование в неделю, то для этой цели имеет смысл построить отдельную лабораторию. Однако, для большинства компаний, вполне нормально проводить тестирование в конференц-зале, или в офисе. Главное — устраните все отвлекающие факторы.
Перевод статьи Якоба Нильсена