Цифровая революция для любознательных людей стала золотой лихорадкой. Никто еще не знал, что такое цифровые медиа, знали только, что они очень повлияют на нашу жизнь. Это была неизвестная территория, которую нужно было заполнить новыми формами творчества, дизайнами и способами миропонимания.
Далее произошло следующее:
Что происходит?
1. Дизайн взаимодействия основан на технологическом мышлении
Дизайн взаимодействия появился из технологической, цифровой революции. В итоге, как и инженеры, дизайнеры стали решать проблемы. В лавине постоянно ускоряющихся трендов, главными вопросами технологического дизайнера были: «Что мы можем сделать с технологией?» и «Как это сделать?»
И уже не хватало места для вопросов, вроде: «Зачем нам это делать?»
2. Дизайн взаимодействия ограничивается применением для накопления прибыли
Сегодня, после фазы исследования, дизайнеры взаимодействия служат только одной цели: заработку денег (или, как они говорят в стартапных инкубаторах: «изменять мир»). Усилие превратить в товар каждый укромный уголок наших (частных) жизней стало преобладающей тенденцией, и она игнорирует всё, что не вписывается в бизнес план. Создание приносящих прибыль цифровых продуктов и услуг может ограничить ваше мировоззрение до очень узкой перспективы.
В результате, большинство сегодняшних цифровых продуктов и услуг основаны на потреблении и обещании удобства. Основываясь на проблематичной идее постоянного роста, множество таких продуктов разрушают нашу среду жизни, вредят нашей социальной сплочённости, отупляют нас и сбивают с толку, в то время, как вещи вокруг нас становятся «умнее».
Следовательно, множество юных, творческих умов не видят цифровые технологии и дизайн взаимодействия, как поле для личного роста и креативного развития. Сегодня, цифровые медиа, кажется, созданы для потребителей, бизнесменов и шпионов, а не для творческих людей.
Движение в сторону Естественного Дизайна
Это заставило меня постепенно направить программу Дизайна Взаимодействия в Университете Прикладных Наук Мюнхена в другом направлении. Я называю это направление «Естественный Дизайн». В сердце этой программы лежат биологические системы.
Она основана на трех принципах:
1. Дизайн выражает наше отношение к жизни
Посмотрите на все, созданные человеком вещи, которые вас окружают! Все они что-то говорят о том, как мы видим мир. Дешевая пластиковая чашка рассказывает совершенно иную историю, чем тщательно обработанная керамика.
Наши дизайны показывают и меняют наше отношение к жизни.
Давайте начнем с дизайна нашего отношения к самим себе. Какие изображения и объекты могут поддерживать нашу способность находиться в текущем моменте и поддерживать ясность ума в век супер-излишней информации? Как мы можем сделать умнее себя, а не вещи вокруг нас?
Какие альтернативы селфи и субъективных кнопок «like» на претенциозных позолоченных смартфонах у нас есть, когда речь заходит о нашем отношении с другими людьми? Какой дизайн способствует резонансу между людьми?
Социальные конструкции, как и деньги, нации или «экономика», на самом деле не существуют — мы их создали, чтобы скоординировать наше сосуществование. Как наши коммуникационные дизайны могут показать то, как работают наши социальные конструкции и помочь их изменить?
В центре «дизайна для жизни» находится наше отношение к среде нашей жизни и нашему биологическому существованию. Прогресс в биологии и устойчивом дизайне нуждается в более комплексном обсуждении среди дизайнеров, которое будет выходить за пределы технологических решений и снижения нашего «экологического отпечатка». Правил и законов недостаточно — нам необходима философская дискуссия, которая будет проявлять себя в наших дизайнах.
2. Мы спрашиваем: Почему?
Вопросы «что мы можем с этим сделать?» и «как мы можем это сделать?» имеют что-то общее — на них можно прямо ответить результатами и решениями: например, продуктами, услугами и инструментами для общения.
С другой стороны, в области искусств, есть традиция задавать открытые вопросы, и оставлять место для различных интерпретаций, вместо решений.
Большое количество самых интересных дизайнерских проектов, которые создают мои студенты, не имеют четких «результатов», но за то, вместо этого, поднимают интересные вопросы. Они интуитивно следуют по пути создания, не зная наперед, зачем они это делают и куда это их приведет. Например, они могут исследовать «скуку» или «праздность» без четкого намерения создавать конечный продукт, который решит эти проблемы, а просто ради творческого расследования. Давайте примем такой вид работы с открытыми вопросами, и надежно интегрируем его в качестве «серьезного» дизайна, потому, что они таковым и является.
Дизайнеры не просто решают проблемы, они также их находят.
3. Радость создания
Итак, как же научить дизайну? Никак. Всё, что вы можете сделать — это предоставить платформу, на которой студенты будут открывать его сами для себя.
Мой единственный совет студентам такой: Выберете ремесло и создавайте прекрасные вещи!
Дизайн уходит корнями в ремесло. И я рассматриваю ремесло, как центральный катализатор получения знания о дизайне. Термин «ремесло, здесь, включает в себя любую активность, которая происходит ради самой себя, и в которой можно приобрести мастерство. Что действительно важно — это то, что любая творческая деятельность не может быть передана словами. Профессор, ведущий лекцию перед студентами, это, конечно, забавный ритуал, но основное знание дизайна приходит из тишины. Оно приходит через физическое взаимодействие с миром в погоне за мастерством.
Изучение ремесла не только оттачивает тело и разум студентов, оно также дает им немедленный отклик, и тем самым соединяет их с миром. Дает им чувство силы.
Перевод статьи Ральфа Аммера