Вы заметили всё возрастающее количество неопределенных профессий, которые мы для себя придумали?

Вот те, что мне удалось найти за 10 минут просмотра объявлений о приеме на работу:

 

  • UX дизайнер
  • UX/UI дизайнер
  • UI дизайнер
  • Графический дизайнер (с UX и UI направленностью)
  • Визуальный дизайнер
  • Цифровой дизайнер
  • Продуктовый дизайнер
  • Дизайнер презентаций
  • Фронт-энд дизайнер
  • Веб дизайнер

Вау. Какая разница между UX, UX/UI и UI? Или продуктовый дизайнер не занимается UX и UI? Или фронт-энд дизайнер не занимается дизайном интерфейсов? Что такое Графический дизайнер с UX и UI направленностью? И не является ли всё это просто визуальным\цифровым дизайном?

Для аутсайдера, разница почти незаметна. Недавно я общался с новичками в этой индустрии, и все они единодушно запутались в этом разнообразии. Они стремятся получить правильный опыт, и подогнать свои портфолио под наши туманные определения.

Всё даже хуже — компании, нанимающие персонал сбиты с толку не меньше. Один дизайнер рассказывал мне, как он устроился на работу в стартап, после чего, его новый босс спросил у него, что такое UX дизайн — уже после приема на работу!

Наверно, это происходит из-за растущего спроса на этих профессионалов. Компании наперегонки заполняют вакансии с целью запустить в работу процессы, которые, возможно, и не нужны в их бизнесе.

Если вы работаете в такой компании, то возможно, наблюдали что-то похожее:

  • Боб хорошо разбирается в исследовании клиентов, так что он будет заниматься UX. Он создаст пару персон, и займется расклейкой бумаги для заметок
  • Затем, мы, всем составом пойдем смотреть и перемещать заметки
  • Затем, мы запишем свои идеи, и попросим Натали создать вайрфрэймы. Она у нас занимается UX\UI
  • Потом, она отдаст их Берту, нашему UI дизайнеру, который хорошо переводит вайрфрэймы в высокоточные UI мокапы
  • Которые Берт отдаст Стивену, нашему фронт-энд дизайнеру, чтобы тот создал прототип
  • После чего, мы будем пытаться понять, что мы сделали не так и вернемся к Бобу и заметкам. ВСЕ К ЗАМЕТКАМ!

Мне кажется, что в качестве творческого процесса — это слишком болезненный пример.

UI мокапы

У меня никогда не было такой работы.

До того, как я присоединился к Basecamp, я работал один — единственный дизайнер в небольшой компании — так что мне приходилось додумываться до всего самому. Мне приходилось общаться с людьми, изобретать новые идеи, красивые решения, писать, и создавать интерфейс конечного продукта.

Это было непросто, и потребовались годы практики для того, чтобы стать компетентным хоть в чем-то. Но мне нравилось разнообразие работы и захватывающий потенциал для новых открытий.

Недавний отчет Джона Маэды Design in Tech Report дал название моему типу работы: Вычислительный дизайнер.

Такие дизайнеры существуют на туманном втором плане — не совсем инженеры, не совсем дизайнеры — но их гибридный статус становится всё более привлекательным для технологических компаний… самыми успешными дизайнерами станут те, кто умеет работать с неосязаемыми материалами — кодом, словами, и голосом.

Я понимаю саму идею, но мне не кажется, что в слове «вычислительный» нет необходимости. Мне кажется, что то, что описал Джон Маэда — просто Дизайн.

 

Дизайн (с большой буквы Д)

Я считаю, что Дизайн требует целостного понимания проблем, потенциала и материалов.

Если вы сосредоточены только на изучении проблем, то не сможете изобрести правильное решение.

Если вы только мечтаете о том, что могли бы сделать, то вы находитесь слишком далеко от земли.

Если вы работаете только над реалистичной реализацией, то больше понимаете в слове «что», а не в слове «поему».

Дизайнеру с большой буквы комфортно работать в любой ситуации, и ему не нужно делить проект на маленькие шажки и обязанности.

 

Это возможно

Именно так мы и работаем в Basecamp. Мы пропускаем большую часть формальностей, а наши дизайнеры занимаются всем: копирайтингом, визуальным дизайном, кодом, менеджментом, и т.п.

Мы — живое доказательство того, что этот подход работает. Мы занимаемся поддержкой сотен тысяч клиентов, плюс нескольких платформ и продуктов силами всего десяти человек.

Нам это удается именно потому, что мы не назначаем одного дизайнера на UX, второго на UI, третьего на копирайтинг, а четвертого на код.

Думаете это сложно? Вам кажется, что вы никогда не сможете разбираться во всем этом одновременно? Но погодите. Мы говорим только о создании программного обеспечения.

Да, это сложно… но если посмотреть объективно, то это не так уж и сложно.

Если вы не уверены, то взгляните на Art. Lebedev Studio:

Основанная в Москве, в 1995 году, Art. Lebedev Studio — это единственная компания в мире, предлагающая услуги продуктового дизайна, городского и экологического дизайна, графического дизайна, дизайна веб сайтов, интерфейсов, упаковок, шрифтов, а также услуги типографии — всё под одной крышей.

Да уж, немало работы! Проекты по всем жанрам, индустриям, средам, и т.п. Никаких искусственных ограничений. Создание вещей, с использованием любых необходимых материалов.

1-FvKRugQM2DAb5XA_ht7xUw
Несколько последних работ Art Lebedev Studio

И это даже не новая идея. А теперь взгляните на дизайнера Рэймонда Лоуи, 1893 г.р.:

Рэймонд Лоуи (5.11.1893 — 7.14.1986) был промышленным дизайнером, который добился славы благодаря своим дизайнерским работам в множестве индустрий.

Среди его разработок были логотипы Shell, Exxon, TWA и BP, автобус Greyhound, бутылка Coca-Cola, пачка Lucky Strike, холодильники Coldspot, автомобили Studebaker и президентский самолет. Он был вовлечен в многочисленные проекты железных дорог и локомотивов. Его карьера продолжалась семь десятилетий.

1-lA9dctjbOenBkDckEhJs8g
Некоторые из логотипов, изобретенных Рэймондом

Семидесятилетняя карьера разработки не только логотипов и продуктов, но самолетов, поездов, и автомобилей! Вот и сам Рэймонд:

1-52I5cz-ITcGnCIjXZlMrtw
Рэймонд Лоуи — крутой дизайнер

Так что если Art. Lebedev Studio может, Рэймонд Лоуи мог, то почему же мы так стремимся запихнуть себя в эти маленькие специальности только для того, чтобы создать сайт или мобильное приложение?

Что, если бы мы прекратили всё это, и отбросили бы наши процессы и обреченные на провал споры о том, за что должен быть ответственен тот или иной сотрудник?

Может быть тогда мы получили бы это магическое, целостное понимание, и превратились в Вычислительных Дизайнеров. Или даже просто Дизайнеров.

Перевод статьи Джонаса Дауни