Пользовательский опыт (UX) очень важен для успеха продукта, но что мы имеем ввиду, когда говорим об UX? Очень часто, UX путают с юзабилити, которое в какой-то степени описывает то, насколько легко использовать продукт, и да, UX берет свое начало с юзабилити, однако, это поле значительно расширилось, и сейчас включает в себя намного больше дисциплин, чем только юзабилити, и для того, чтобы создавать успешные продукты, очень важно обращать внимание на все аспекты пользовательского опыта.

Согласно Питеру Морвилю, специалисту в области UX дизайна, который написал несколько бестселлеров, и консультирует многие компании из списка Fortune 500, существует 7 факторов, описывающих пользовательский опыт:

  • Полезность
  • Юзабилити
  • Обнаруживаемость
  • Доверительность
  • Желанность
  • Доступность
  • Ценность

 

Полезность

Если продукт не будет никому полезен, то зачем выпускать его на рынок? Если он не для чего не пригоден, то вряд ли сможет соревноваться за внимание пользователя на рынке, полном полезных продуктов. Важно заметить, что «полезность» — это субъективное качество — «полезными» можно назвать вещи, которые не несут какой-либо практической пользы, но тем не менее забавны, интересны, или привлекательны.

Таким образом, даже если они не позволяют пользователю достичь цели, которую другие считают значимой, компьютерные игры или скульптуры могут считаться полезными.

 

Юзабилити

Качественное юзабилити позволяет пользователям эффективно использовать продукт для достижения своих целей. Компьютерная игра, которая требует использования трех разных типов управления (например, wsad, стрелки управления, и цифровая клавиатура), вряд ли будет удобной в использовании для людей, по крайней мере до тех пор, пока у нас только две руки.

Тем не менее, неудобный продукт может завоевать успех, но у него на это меньше шансов. Плохое юзабилити часто ассоциируется с самым первым поколением продуктов — например, первое поколение MP3 плееров, которые уступили свою долю рынка более удобному iPod. iPod не был самым первым MP3 плеером, просто он был самым удобным.

9e87f908f1e00f633441429e3363acfa

Обнаруживаемость

Здесь подразумевается, что ваш продукт должен легко находиться, и в случае с цифровыми и информационными продуктами, находить нужный контент в нем тоже должно быть просто. Если вы не можете найти продукт, то вы его не купите.

Если вы взяли газету, и обнаружили, что все статьи в ней беспорядочно разбросаны по страницам, а не организованы по таким разделам, как, например, Спорт, Развлечения, Бизнес, и т.п., вам вряд ли понравится этот опыт. Обнаруживаемость важна для пользовательского опыта большинства продуктов.

 

Доверительность

Речь идет о способности пользователя доверять вашему продукту. Не только в том, что он справляется с возложенной на него задачей, но и в том, что он прослужит долгое время, и что предоставляемая им информация будет достоверной.

Почти невозможно донести пользовательский опыт, если пользователь считает его создателя лживым клоуном с плохими намерениями.

 

Желанность

Skoda и Porsche делают автомобили. Обе марки в какой-то мере полезны, юзабельны, их просто найти, они доступны, надежны, и ценны, но Porsche — более желанный автомобиль, чем Skoda. Я не хочу сказать, что Skoda — плохой автомобиль, но если вам предложат бесплатно выбрать одну из этих двух марок, то большинство людей предпочтет Porsche.

В дизайне, желанность передается посредством брэндинга, имиджа, индивидуальности, эстетики, и эмоционального дизайна. Чем более желателен продукт, тем вероятнее, что пользователь, у которого он есть, расскажет о нем другим пользователям.

cf891fa590ca435dcc69a50241a26484

Доступность

К сожалению, при создании пользовательского опыта, доступность часто теряется в мелочах. Доступность — это создание опыта для всех категорий пользователей — включая людей с потерей слуха, нарушением зрения, двигательного аппарата, и сниженной способностью к обучению.

Компании часто рассматривают доступность, как пустую трату денег, поскольку считают, что люди, с ограниченными возможностями составляют незначительную часть населения. Но на самом деле, согласно данным переписи населения, в Соединенных Штатах, по крайней мере 19% людей страдают той или иной формой инвалидности, а в менее развитых странах эта цифра может быть значительно выше.

По сути, не занимаясь доступностью продукта, вы теряете 20% рынка.

Также стоит помнить, что, создавая доступные продукты, вы создаете еще более удобные продукты для всех, а не только для людей с ограниченными возможностями. Не стоит этим пренебрегать.

Наконец, доступный дизайн в настоящее время является юридическим обязательством во многих юрисдикциях, в том числе в ЕС, и невыполнение этих обязательств может привести к штрафам.

df6a3c0f6caf00a29aa8a6229376055a

Ценность

Наконец, продукт должен предлагать ценность. Он должен быть ценен для бизнеса, который его создает, и для пользователя, который его покупает и использует.

Дизайнеры должны помнить, что ценность продукта — это один из ключевых факторов, влияющих на принятие решения о его покупке. Продукт стоящий $100, и решающий проблему на $10.000 скорее всего будет иметь успех. Продукт, стоящий $10.000, и решающий проблему на $100 — вряд ли сможет завоевать популярность.