Пользовательские персоны — это один из самых ценных инструментов UX дизайна. Они позволяют всей команде, во время работы над продуктом, держать в голове простые пользовательские истории. Это приводит к созданию ориентированных на пользователя продуктов, у которых больше шансов на успех. Разработчики мобильных продуктов, также, могут извлечь пользу из пользовательских персон.

Есть два типа персон, которые особенно полезны для UX дизайнеров — прото-персона и пользовательская персона.

  • Прото-персона — это персона, которая создается в условиях отсутствия ресурсов для проведения пользовательского исследования. Они основаны на исследованиях, полученных из других источников. Прото-персона не так полезна, как пользовательская персона, но это лучше, чем ничего.
  • Пользовательская персона — это самый распространенный тип персоны. Это простая история целей, поведения, и проблемных моментов пользователя. Пользовательская персона создается по результатам пользовательского исследования.

Оба типа персон рассказывают о том, чем человек занимается, почему он этим занимается, и зачем ему нужен наш продукт. Они помогают разработчикам понять, как должен выглядеть готовый пользовательский опыт.

 

Какой должна быть хорошая пользовательская персона?

Пользовательская персона должна:

  • Согласовываться с наблюдениями, полученными из пользовательского исследования
  • Концентрироваться на настоящем моменте, а не на том, что может произойти в будущем
  • Быть реалистичной, и не пытаться идеализировать поведения или желания
  • Помогать определять основу для вашей задачи

Также, она должна помочь вам понять пользователей:

  • Контекст, в котором будет использоваться продукт
  • Поведение пользователей в этом контексте
  • Общую позицию пользователей
  • То, что им нужно от продукта
  • Сложности, которые пользователи хотят преодолеть
  • Любые пользовательские цели

user persona

Как создать пользовательскую персону?

Для этого существует множество способов, но самым простым процессом будет следующее:

  • Соберите группу потенциальных пользователей и проведите с ними интервью
  • Поищите общие паттерны в поведении, ответах, действиях, и т.п., и затем, сгруппируйте их по этим признакам
  • Затем, используя эти группы, создайте архетипические модели людей (т.е. стереотипы)
  • Создайте пользовательскую персону, основанную на полученном стереотипе, но опишите ее контекст, поведение, потребности, и т.д.
  • Раздайте персоны членам команды

 

Каковы преимущества использования пользовательских персон в UX дизайне?

Пользовательские персоны позволяют команде сконцентрироваться не только на результате, но и на том, как пользователь этот результат воспримет. К тому же, они предотвращают ситуации, когда команда создает продукт так, будто бы его основным пользователем будет владелец продукта или лидер команды.

 

Как персоны применяются?

Персоны существуют для того, чтобы гарантировать, что всё, что делает команда, делается с учетом мнения пользователя. Когда вы создаете сценарии использования продукта, персону нужно использовать для придания ему контекста. Тогда этот сценарий будет рассказывать о том, как продукт будет использоваться, а не о том, как он будет использоваться по нашему мнению.

board with sticky notes

По сути, для создания наиболее эффективных продуктов, персоны всегда должны комбинироваться со сценариями. Пользовательская персона — это только половина «секретной добавки», которую UX дизайнеры используют для создания успешных продуктов.

В продуктовом дизайне существует 4 основных варианта использования пользовательский персон:

  • Персоны должны применяться для подтверждения (или опровержения) решений, принимаемых командой разработки.
  • Персоны применяются для создания приоритетов, когда идеи соревнуются за ресурсы или время.
  • Во время коллективного обсуждения идей, персоны должны служить вдохновением, и сохранять фокус команды на пользователе.
  • На персоны можно ссылаться во время критического анализа идей или итераций продукта.

 

Как использование персон в мобильном дизайне отличается от традиционного?

На самом деле, процесс создания мобильной персоны ничем не отличается от процесса создания традиционного варианта. Однако, в мобильном UX, тот контекст, в котором будет использоваться приложение или веб-сайт, играет более важную роль.

mobile persona

По возможности, чтобы разобраться с поведением пользователя, ваши исследования должны проводиться в соответствующей среде. Интервью, в этом случае, вряд ли справятся с поставленной задачей.

Если ваши пользователи используют продукт на ходу, то их требования к продукту будут значительно отличаться.