Я ведущий UX дизайнер в DNV GL Energy, глобальной компании, которая предоставляет экспертные консультации и услуги сертифицирования в области возобновляемых источников энергии. В список наших услуг входит разработка программного обеспечения.

 

Отрасль возобновляемых источников энергии, с ее технической направленностью и высокобюджетными проектами, обычно не ассоциируется с работой с UX, но исследование и дизайн уже фактически стали основной частью нашего процесса создания программного обеспечения.

 

Наши пользователи, работающие в этой отрасли ожидают, что их программные средства, будут идти в ногу с новейшими технологиями и передовыми практиками, и их работа может иметь дело с довольно сложной физикой и техникой. Поэтому для нашей команды разработчиков жизненно важно действительно понимать, что нужно пользователям, и одним из наиболее ценных видов деятельности, которые мы проводим является пользовательское исследование.

UX исследование

Исследователь — это тот, кто знает, как взаимодействовать с людьми, выявлять их потребности — даже те, о которых они сами не знают, а затем перевести всё это в фидбэк для команды разработчиков.

Хотя все больше и больше компаний осознают, как важна эта работа, это тем не менее сложный процесс, особенно если вы и ваша компания только начинаете с ней знакомиться. Опыт приходит с практикой, и я считаю, что что бы сделать первый шаг в обучении, нужно понимать, как вести себя во время интервью или тестирования, чтобы получить от него максимальную отдачу.

 

Запомните эти 14 советов по проведению исследовательской сессии, и вы сможете понять, каким должен быть ваш продукт.

 

1. Дайте людям почувствовать себя в своей тарелке

Участники исследования не дадут честный и откровенный фидбэк, если будут чувствовать себя некомфортно. Потратьте несколько минут на общение с группой — это позволит им расслабиться.

«Участники исследования не дадут честный и откровенный фидбэк, если будут чувствовать себя некомфортно»

 

2. Подготовьте почву

Начните сессию, четко объяснив свои цели — будьте прямолинейны. Не думайте, что кто-то из них понимает программный жаргон или что-то знает о вашем проекте. В дальнейшем, это поможет вернуться обратно к упомянутым целям, так что запишите их.

 

3. Используйте план, а не сценарий

Перед сессией, запишите все, что вы хотите узнать, и вопросы, которые будете задавать. Будьте готовы идти по течению — сюрпризы не заставят себя ждать. С опытом вы сможете становиться более гибким, и будете менять ситуации на ходу.

 

4. Обходитесь с пользователями, как со специалистами

Вы должны слушать и ценить пользователей и их точку зрения. Обходитесь с пользователями, как со специалистами и просите их совета — если вы дадите им почувствовать себя важными, или дадите им рассказать о своих разочарованиях и предложениях — они дадут более качественную информацию.

«Обходитесь с пользователями, как со специалистами и просите их совета»

 

5. Будьте беспристрастны

Дизайнерам не просто оставаться беспристрастными, но вам придется. В начале я часто говорю, что ограничил свое участие в дизайне, что бы люди были откровеннее. Они должны чувствовать, что это нормально, если им что-то не нравится, и никто не обидится, если они выскажут свое мнение.

 

6. Приветствуйте критику

 

Не защищайте свой продукт. Будьте открыты для критики -это поможет вам в долгосрочной перспективе. Если что — то не так, то лучше узнать об этом заранее, когда еще есть время это исправить.

«Пользовательское тестирование — не место защищать свой продукт»

 

7. Задавайте открытые, а не загруженные вопросы

Тщательно формулируйте вопросы, и избегайте проецирования своих предубеждений на других. Вместо этого, пригласите пользователей, формировать свои собственные ответы. Простые, открытые вопросы намного вероятнее откроют вам что-то новое.

Вместо того, чтобы спросить: «Вы пользовались той функцией для выполнения вашего проекта?», спросите: «Почему вы ей пользовались?». И вместо: «Нравится ли вам новая функция?», спросите: «Расскажите мне, что вы думаете о функции, которую только что опробовали?»

 

8. Спрашивайте «почему?» и «как?»

Когда происходит что-то интересное, и вы хотите узнать больше, спросите. Вот где хорошо иметь план тестирования, который позволяет быть гибким, если ваш пользователь сделает что-то неожиданное и интересное. Простого: «Почему вы это сделали?», или «Можете рассказать об этом подробнее?» часто достаточно, чтобы раскрыть более подробную информацию.

«Во время тестирования вашего продукта оставайтесь беспристрастным»

 

9. Следите за развитием сессии

При ограниченном времени, и количестве исследуемой информации, чтобы сохранить течение диалога, временами его нужно будет нежно подтолкнуть. Если вы хорошо подготовили почву, то всегда можете вернуться к цели что бы дать понять, что именно важно. Опять же, оставайтесь открытым для новых вещей, если ваш пользователь захочет выразить что-то важное, и выделите для этого больше времени.

 

10. Попросите показывать, а не только рассказывать

Почти всегда предпочтительнее именно смотреть, как люди используют ваш продукт. Вы увидите вещи, которым они не придали значения, или вещи, которые забыли упомянуть. Так же, это поможет вам легче всё запомнить и понять.

 

11. Ищите недосказанности

Хороший исследователь видит недосказанную информацию. То, что люди говорят и делают часто разнится, нельзя полагаться только на слова участника.

«Хороший исследователь видит недосказанную информацию»

 

12. Путешествуйте и документируйте налегке

Постарайтесь быть мухой на стене и не мешать. Оставаться незаметным, и в то же время делать заметки довольно сложно, поэтому найдите способ делать короткие, эффективные заметки, или попросите коллегу о помощи. По возможности отходите от экрана ноутбука, и смотрите людям в глаза.

Документируйте налегке

13. Как можно скорее запишите свои выводы

Вы быстро всё забудете, так что запишите свои выводы пока информация еще свежа в вашей голове.

 

14. Напишите краткие выводы, которыми можно поделиться

Ваше исследование напрасно, если другие не могут понять и действовать по вашим рекомендациям, так что примите во внимание вашу аудиторию — заинтересованных сторон, продуктовых менеджеров, разработчиков и т.д., и предоставьте им краткий фидбэк на понятном им языке.