Если вы работали в компании, производящей программное обеспечение, то неоднократно слышали на проектной сессии фразу, типа:

«Давайте не будем изобретать велосипед.»

 

Какими бы дерзкими и раскрепощенными мы в наше время не казались, сейчас мы боремся с культурой страха креативности. Конечно же, существуют альтернативные точки зрения, но это как раз и есть то, с чем дизайнеры и разработчики каждый день имеют дело.

И это происходит не только в сфере высоких технологий. Такую тенденцию можно наблюдать и в других дизайн-ориентированных отраслях. Киноиндустрия боится отклониться от брэндового, проверенного содержания. На ближайшие 5 лет, уже запланировано 70 фильмов, которые станут либо частью какой-либо франшизы, либо сиквелами — и это даже не включают в себя фильмы, основанные на успешных книгах.

Издательская индустрия боится выходить за пределы писателей с низким рейтингом влияния, и знаменитостей.

 

Так же и мы, в индустрии программного обеспечения часто боремся с «конвенциями» и «стандартами» в сферах UX дизайна и передового развития. Интерфейсы теперь кишат неформальными стандартами, которые быстро прошли путь от изобретения, до неизбежности: гамбургеры, жесты, лайки, прокрутки, и многое, многое другое. Одинаковые веб-сайты слетают с полок таких мест, как Squarespace и WordPress.

Иконки

И убийственные потребительские приложения собирают миллионы пользователей в мгновение ока.

В нашем процессе проектирования мы часто застреваем на вопросе «Как этого добиться»?

За ним быстро следует вопрос: «А к чему привыкли пользователи?» И «Можем ли мы использовать аналогичные концепции для вдохновения?» Это естественный рефлекс.

И хотя убийственные приложения и веб-сайты, в стиле Ikea положительно влияют на массы, мы должны признать, что наши естественные инстинкты, такие, как желание копировать, использовать вдохновение, или следовать за лидером — это рефлексы. Хорошие рефлексы, но тем не менее рефлексы.

Это вопросы, которые будет задавать любой умный продуктовый менеджер, UX — дизайнер или разработчик. Но мы должны учиться контролировать их, как и любой другой импульс. Переизобретение колеса — это фактически часть процесса. Нам это необходимо так же, как и согласованность, если не больше.

 

Кто-то должен это сделать, и стоит спросить, «А почему бы не я?»

Ведь пока нам приходиться следить за стоимостью, эффективностью и ожиданиями, стандарты подвергаются опасности. Вот несколько балансирующих элементов, которые нужно иметь ввиду, несмотря на давление, и пристрастие.

 

Узнаваемость и соответствие

 

Реализация узнаваемости позволяет пользователям чувствовать, будто ваше приложение им знакомо, но помогает ли оно им в контексте того, что вы создаете? Постоянное использование общих уловок заставляет людей смотреть не на те аспекты вашего продукта. Это предрасполагает людей сначала задавать вопрос: «Как вы это сделали?», вместо «Как будет удобнее для наших пользователей?»

Возьмем, например, бесконечную прокрутку. Она есть повсюду, от социальных медиа, до электронной коммерции и даже в блогах. Сотни тысяч людей решили, что смарт-загрузка вертикальной навигации — это лучший вид навигации для пользователей, которые хотят получить информацию. До бесконечной прокрутки были сеточные разметки.

 

Что бы создать что-то новое, потребовалась такая компания, как Tinder. Они создали карточную прокрутку. И теперь мы наблюдаем движение, в сторону такого способа распространения информации.

Карточная прокрутка Tinder

Рассмотрим бессмертную популярность «статей-списков.» Почему их все любят?

Одной из причин является то, что они забавны и дают возможность прокомментировать самого себя («# 8 Это точно про меня…»).

Но более важная причина заключается в том, что они предлагают уверенность и относительно четкое понимание того, на что будет потрачено внимание. Пронумерованный список дает людям понимание того, какую и сколько информации они получат. Для многих людей во многих контекстах, это свободный от беспокойства опыт.

Важно, чтобы пользователи не натыкались на ненужные обыденные концепции (будем придерживаться слова «сэттинги»), но что еще более важно, — мы должны уважать контекст и предпочтения пользователей. Часто оба эти пути будут сходиться (все-таки они популярны не без причины), но важно, чтобы это происходило по нашей задумке, а не само по себе.

 

Красота и лидерство

 

В последнее время внимание сместилось в сторону красоты и магнетизма контента, в ущерб элегантности и инновационного опыта. В некоторых случаях, это правильно. А в некоторых — нет.

Посмотрите на такой сайт, как Seven Digital Daily Sins, или приложение, типа Phind. Они взяли несколько стандартов и популярных методов, и использовали их, чтобы вдохновить элегантный и уникальный опыт, который предлагает достаточно узнаваемости для быстрого принятия продукта, и более чем достаточно индивидуальности для сохранения лидерства.

Не нужно всегда вдаваться в крайности, но, если вы хотите, чтобы пользователи воспринимали вас, как лидера, вам придется рисковать.

Уже достаточно людей пострадало от близорукого решения начать строить всё с нуля, и никто не хочет получать временные преимущества, когда уже есть проверенные инструменты, способы сэкономить деньги и порадовать пользователя.

Но если целью является общий рост и успех, нельзя упускать из виду приоритеты. Возможно переизобретение колеса — это именно то, что нужно? В мире продуктовой разработки и UX дизайна, инновация является неотъемлемой частью, контекст имеет решающее значение, и пользователь, а не содержание, является королем.