Что такое упреждающий дизайн?
Термин «Упреждающий дизайн» в последнее время обозначает форму дизайна продуктов и услуг, который принимает решение от имени пользователя автоматически, без его вмешательства. Упреждение выходит далеко за рамки персонализации, чтобы исключить необходимость в принятии решений.
Один из сторонников упреждающего дизайна в его нынешнем значении — Аарон Шапиро, генеральный директор агентства Huge Inc., написал о том, как этот подход отличается от традиционного дизайна:
Упреждающий дизайн имеет принципиальное отличие: решения принимаются и выполняются от имени пользователя. Цель состоит не в том, чтобы помочь пользователю принять решение, а в том, чтобы создать экосистему, в которой это решение принимать не нужно — оно принимается автоматически, и не требует вмешательства пользователя. Целью дизайна становится устранение максимально возможного количества шагов, и поиск способов использования данных, прошлых поведений и бизнес-логики для автоматизации процесса, или хотя бы приближения к автоматизации.
Например, заказ билетов на самолет. Вместо выбора вами рейса, времени, и расположения места, приложение будет автоматически отслеживать ваш календарь, и закажет билет на такое время, чтобы вы успели на запланированную встречу. Выводы о ваших предпочтениях в выборе места, авиалинии, и цены билета будут базироваться на прошлом поведении и информации о платежах.
Aaron Shapiro — The Next Big Thing In Design? Less Choice
Теперь, при помощи умных алгоритмов или искусственного интеллекта стало возможным принятие решений от имени пользователя.
Меньше выбора в мире, переполненном информацией — это хорошо, но хотим ли мы вообще не иметь возможности выбора? Я так не думаю. Я считаю, что будущее упреждающего дизайна — это автономные агенты или персональные помощники, работающие в фоновом режиме, анализирующие пользовательские данные, и предлагающие правильный выбор в правильное время. Назовем их демонами.
Это сделка с демонами
Почему демоны? Посмотрим в википедию:
Де́мон — компьютерная программа в системах класса UNIX, запускаемая самой системой и работающая в фоновом режиме без прямого взаимодействия с пользователем…
Термин был придуман программистами проекта MAC Массачусетского технологического института, он отсылает к персонажу мысленного эксперимента, демону Максвелла, занимающегося сортировкой молекул в фоновом режиме. Системы UNIX унаследовали данную терминологию.
Демон также является персонажем греческой мифологии, выполняющим задачи, за которые не хотят браться боги. Как утверждается в «Справочнике системного администратора UNIX», в Древней Греции понятие «персональный даймон» было, отчасти, сопоставимо с современным понятием «ангел-хранитель».
Иногда слово daemon интерпретируют как акроним англ. Disk and execution monitor. Операционные системы семейства BSD используют изображение демона в качестве логотипа, иллюстрируя дальнейшее развитие понятия демона уже в христианской традиции.
Так что демоны — это программы, работающие в фоновом режиме, и помогающие пользователям с принятием решений. Наши современные «ангелы-хранители».
Один из примеров — Google app, говорящее мне, что из-за интенсивного траффика, если я хочу успеть на встречу, пора выходить из офиса.
Еще один пример — это мой проект — BankBot, в фоне обрабатывающий мои финансы, и иногда предлагающий полезные советы.
Я думаю, что в ближайшем будущем у всех нас появится пара демонов, (или называйте их боты, или цифровые помощники) работающих за нас в разных областях нашей жизни. Транспорт, еда, финансы, здоровье, развлечения, шоппинг. И множество повседневных задач будут автоматизированы, или сокращены до простых решений, которые будут приходить нам в виде пуш-уведомлений: «да» или «нет», «то» или «это», «сейчас» или «потом».
Зачем вызывать такси, если это будет сделано автоматически за вас в случае, если известно место назначения, и в вашем календаре назначена встреча. А по окончании встречи, приложение спросит вас хотите ли вы чтобы такси доставило вас назад, в офис — просто ответьте «да» или «нет».
Зачем тратить время на закупку основных товаров, например, молока, яиц, воды, туалетной бумаги или подгузников? Приложение сделает заказ, и товар привезут вам домой.
Демоны не плохи и не хороши, но свои опасности существуют
В случае заключения такого контракта с демонами, нужно помнить, что мы меняем личные данные и какие-то свободы на удобства.
Компании, наиболее подходящие для работы в такой области — это компании розничной торговли (они знают что, когда и где вы покупаете), банки (они знают сколько вы зарабатываете, и сколько и куда тратите), социальные сети (они знают всё), и разного рода Гуглы и Уберы.
Наш долг, как дизайнеров — не предавать пользователя, и постараться сделать демонов положительной силой.
Перевод статьи Мацея Липеца