Последние 12 лет логотип YouTube представлял из себя два обернутых друг в друга анахронизма. Кристофер Беттинг, глава творческого департамента, по этому поводу сказал: «Это слово “телевизор” в телевизоре» (Tube — телевизор). Странно, но мало кто знает что значит слово Tube». Тем не менее, телевизоры не имеют никакого отношения к самому большому видео-сервису, количество пользователей которого ежемесячно насчитывает более 1,5 миллиарда пользователей.
Поэтому сегодня, брэнд преображается. Логотип YouTube обновляется, смещая акцент от слова “Tube” к привычной кнопке воспроизведения, которая уже стала фирменным знаком компании. Также, меняется шрифт, цветовая схема и функционал как десктопного, так и мобильного приложения.
И хотя нынешняя смена логотипа является самой значительной за всю историю YouTube, это не полная трансформация. «Это эволюция, не революция» — говорит Беттинг. Также, компания использует этот момент для анонса набора новых функций, планируемых изменений, и текущих экспериментов. Новый внешний вид — это лента, связывающая всё это вместе, подчеркивая переход компании от одного сайта к семейству разных приложений.
Задача, с которой столкнулись дизайнеры во время редизайна, заключалась в создании связи между множеством приложений, различной аудиторией и способами использования. То, что в 2005 году началось как единственный веб-сайт для десктопных интернет-пользователей, сейчас существует на телефонах, планшетах, игровых консолях, и да, на телевизорах. Более того, YouTube перестал быть единым брэндом. За последние несколько лет появились такие сервисы, как YouTube Kids, Gaming, Red, TV и Music. «Из-за такого роста, мы чувствовали, что нам не хватает символики. Мы хотели создать что-то более универсальное, то, что действительно передавало бы суть сервиса, — говорит Беттинг, — мы надеялись создать визуальный язык, который был бы понятен каждому».
Беттинг, присоединившийся к Google 6 лет назад и последние 3 года работавший в команде YouTube, возглавил кампанию по смене логотипа. Поскольку YouTube превращался в семейство услуг, и адаптировался под различные видео форматы и экраны, Беттинг и его команда экспериментировали с динамическими элементами. «У нас был символ, который слегка напоминал букву Y, но постоянно менялся, анимировался, и приобретал цвета просматриваемого видео ролика».
Этот подход хорошо смотрелся в виде набросков и как часть простых прототипов приложений. «Но потом, когда мы включили его в продукт, то поняли, что нет, этот подход не сработает».
В итоге, в творческом департаменте решили ничего не усложнять. Логотип решили изменить, но при этом полагаясь на иконографику, которая на протяжении многих лет символизировала брэнд. «На протяжении многих лет, кнопка воспроизведения, тот элемент интерфейса, который располагается в центре каждого видео, превратился в неофициального посла брэнда». Проведенное исследование показало, что пользователи почти не видят разницы между этой иконкой и словом YouTube.
Итак, команда решила модернизировать кнопку воспроизведения и буквы логотипа. «Старый логотип был представлен измененным шрифтом, дизайна 1903 года «alternate gothic №2», из-за этого, некоторые элементы выглядели довольно странно. Буква U в слове Tube была не такой же, как U в слове You» -говорит Беттинг. То же касается и кнопки воспроизведения, чьи углы были закруглены по-разному.
Они решили отказаться от оригинального шрифта, и создать свой собственный. Они экспериментировали со шрифтами, основанными на стилях классического телевидения и эпохи VHS, а также с более современными стилями. В итоге, они сошлись на чем-то, что сохранило суть печатного стиля. Что касается кнопки воспроизведения, тут команда хотела найти что-то среднее. «Мы хотели найти что-то, что не потеряло бы связь с видео» — объясняет Беттинг. В конечном счете, они остановились на #FF0000.
Новый шрифт, логотип, и цвет, уже появились на десктопном и мобильном приложении YouTube. Теперь, цель состоит в том, чтобы внедрить их в целое семейство услуг, предлагаемых этим видео гигантом. «По мере расхождения с основным продуктом, мы должны четко давать понять пользователю, что это продукт YouTube» — говорит Беттинг.
Наряду с новым логотипом, обновляется также мобильное и десктопное приложение — они будут выполнены в стиле Материального Дизайна. Такой переход означает снижение количества теней, полей и форм на каждой странице. «Это поможет сделать сайт более комфортным и читабельным, а также выведет контент на передний план». Как и в случае с новым логотипом, переход на Материальный Дизайн поможет создать язык, общий для всей вселенной приложений YouTube.
Наряду с созданием объединенного дизайна, YouTube работает над равенством функционала разных версий своих служб. С этого момента, на мобильных устройствах можно будет менять скорость воспроизведения. Также, команда говорит о том, что хорошо воспринятые аудиторией функции мобильного приложения будут перенесены на десктопный вариант. В мобильном приложении есть функция, позволяющая продолжать просмотр видео во время браузинга, и YouTube уже тестирует этот функционал для десктопных браузеров.
Если задачей Беттинга была унификация внешнего вида постоянно расширяющегося семейства приложений YouTube, то цель продуктовой команды заключалась в том, чтобы гарантировать пользователям лучший опыт, несмотря на то, что количество способов использования приложения постоянно растет. «Мы начинали с веб-сайта и SD видео», говорит Мануэль Бронштейн (vice president of product management). Но сейчас мы живем в мире, где люди смотрят HD видео на мобильных устройствах, и стримят на планшеты и телевизоры. Мы должны адаптировать опыт так, чтобы он наилучшим образом подходил под девайс и тот контекст, в котором люди его потребляют».
Возьмите, например, видео формат. Когда YouTube только начинался, был только один вариант — горизонтальные прямоугольники. Но сегодня, загружаемые видео могут быть как вертикальными, так и квадратными. «Больше всего, коллективно, мы ненавидели черные полосы, — говорит Бронштейн, — маленькая картинка и черные полосы по бокам».
Первым импульсом было создание чего-то динамичного. Они играли с параллакс эффектом, но эта идея не пережила первого контакта с пользователями. В итоге, команда остановилась на проигрывателе, который передает весь экран вертикальному видео в его родном формате, оставляя лишь небольшую панель внизу экрана для элементов управления, с возможностью ее отключения в полноэкранном режиме. Проигрыватель адаптируется на лету. Если вертикальное видео заканчивается, а следующий клип — горизонтальный, квадратный, или даже 360 градусный формат подстроится автоматически.
Большое количество этих изменений, от десктопного редизайна до вертикального видео, уже существуют в экспериментальном виде и доступны небольшим группам пользователей. Как и в случае с любым массовым онлайн-сервисом, хитрость заключается в том, чтобы не уронить самолет, меняя его части. В YouTube знают, что продвигаться нужно с осторожностью, при этом не расстраивая миллионы создателей видео контента, которые зарабатывают этим на жизнь, и на отношение которых могут повлиять самые незначительные изменения в разметке или функционале сервиса. Главная цель YouTube, естественно, заключается в том, чтобы вы дольше просматривали видео. И чем более интуитивен функционал, тем скорее он будет использован.
Например, возьмите функцию, представленную в феврале этого года, которая позволяет перематывать видео двойным нажатием по экрану. Небольшой процент пользователей, которые дважды нажимали по экрану, просто хотели посмотреть на длительность ролика, и им очень не нравилось то, что это приводило к перемотке. «Мы понятия об этом не имели, пока не выпустили этот функционал в массы. В итоге всё, что мы услышали, были жалобы, и никакого позитивного фидбэка. Но когда мы отключили эту функцию, отправив ее на доработку, нас накрыла лавина отзывов, требующих ее возврата». Теперь этот жест используется миллиарды раз в день, и быстро обошел сколлбар.
Теперь YouTube экспериментирует с новым подходом к мобильному браузингу. Просто проведите по экрану влево, и в очередь, на основе алгоритма рекомендаций, будет добавлено новое видео. Что-то пропустили, но потом передумали и решили посмотреть? Просто проведите по экрану вправо. Определение жестов, которые перекликаются со своей аудиторией — лучший способ сплочения сервиса, который используется 1,5 миллиардами человек в сотнях стран и на десятках языков. «Мы пытаемся создать общий язык для всех наших приложений, — говорит Бронштейн,– мы всегда стремимся сделать наш дизайн более человечным».
Перевод статьи Бена Поппера