Эффект IKEA — это когнитивное искажение, которое способно оказать значительное влияние на то, как человек воспринимает ценность продукта. Люди склонны высоко ценить то, что частично создали сами. Отсюда и название — эффект IKEA. Оно происходит от называния Шведской мебельной компании, известной тем, что мебель ее производства, клиенты должны собирать самостоятельно.
Продукты, разработанные IKEA и LEGO — отличные примеры этого психологического эффекта. При разработке решений, дизайнеры должны помнить об эффекте IKEA, и применять его по необходимости.
Немного об эффекте IKEA
Чем больше ваша целевая аудитория нуждается в кастомизации и совместном производстве, тем важнее эффект IKEA для вас, как для дизайнера. Этот эффект может помочь вам привить пользователю чувство компетентности, по завершении выполнения им задачи.
Эффект IKEA создаст более прочную связь между пользователем и продуктом. Усилия, приложенные пользователями для завершения продукта, преобразуются в любовь к нему. Его субъективная стоимость будет выше, чем стоимость продукта, к завершению которого они не приложили никаких усилий.
Важно заметить, что эффект IKEA имеет отношение скорее к выполнению задачи, чем к возлагаемому для ее выполнения усилию. Эффект IKEA имеет место тогда, когда пользователь может порадоваться выполненной задаче и готовому продукту. Если, вскоре после сборки, продукт был разобран — эффект теряется.
Еще один пример.
В период с 1920 по 1940, Американские производители продуктов пытались сократить время, необходимое для приготовления пирога. Они упростили процесс настолько, что человеку оставалось только добавить воду, и начать запекать. К сожалению, продажи этой смеси быстро застопорились.
Производители обратились к психологу Эрнесту Дихтеру. Он определил, что проблема заключалась в уровне прилагаемых усилий. Приготовление пирога оказалось слишком простым! Настолько простым, что люди не получали удовольствия от выпечки.
Они чувствовали тоже самое, что и при покупке готового пирога в магазине. В качестве решения, производители изъяли из смеси яйца, и позволили людям добавлять их самостоятельно. После этого, продажи резко возросли.
Люди просто хотели быть задействованными в процессе приготовления, и радоваться ему, а не конечному результату.
Эффект IKEA в вашем дизайне
Процесс создания чего-либо своими руками увеличивает воспринимаемую ценность этого объекта. Нам, дизайнерам, знакомо это чувство.
Давайте познакомимся с несколькими идеями, рассказывающими, как применить этот эффект в наших дизайнах, чтобы пользователи видели в создаваемых нами продуктах большую ценность.
Люди готовы платить больше за продукты, которые создали сами, чем за уже готовые решения. Чем выше вклад пользователя, тем выше будет его оценка. Тем не менее, если от пользователя требуется приложение слишком большого количества усилий, или если его вклад слишком мал, он вряд ли завершит выполнение задачи. Эффект IKEA возможен только тогда, когда пользователь завершает выполнение задачи.
Мы должны пытаться создать продукт, вклад пользователя в который будет высок, но при этом не требующий приложения больших усилий. Таким образом, эффект IKEA будет достигнут.
По возможности, предоставляйте пользователю возможность настройки продукта и услуги. Упростите этот процесс, и увеличьте для пользователя воспринимаемый вклад.
Когда пользователь чувствует, что он контролирует процесс, и прикладывает немного усилий для получения желаемого результата, он формирует более прочную связь с продуктом\услугой.
Например, для достижения эффекта IKEA, цифровые дизайнеры могут использовать образцы данных и редактируемые шаблоны. Сделайте первый опыт работы с вашим приложением живым и динамичным. Попросите пользователей отредактировать шаблоны и поработать с продуктом.
Например, проведите их по процессу настройки и заполнения профиля пользователя. Успешно выполните с ними такую простую задачу, как отправка первого электронного письма, или настройка виджета на их вебсайте.
Простые действия, не требующие больших усилий, и которые заставляют пользователя чувствовать, что он всё контролирует, снижают страх, перед использованием нового продукта. Если всё делать правильно, то со временем, вы сможете развить в пользователе лояльность к бренду и продукту.
Заключение
Иногда, если отнять у пользователя необходимость в приложении усилий, вы отнимете у него и радость выполнения задачи. Подумайте, стоит ли снижать усилия пользователя до нуля?
Чтобы воспользоваться преимуществами эффекта IKEA, мы должны привлекать людей к разработке, увеличивая тем самым их чувство собственности, и, как следствие, лояльность к бренду.
Перевод статьи Антона Николова