Иерархия потребностей — это психологическая теория, предложенная Абрахамом Маслоу, и описывающая этапы человеческого роста. Но интерфейсы, как и люди, тоже проходят этапы роста. Эти этапы роста интерфейса и называются иерархией потребностей пользовательского опыта.

Самые основные потребности расположены внизу пирамиды, а потребности высшего уровня — на ее вершине. Если основные потребности не удовлетворены, то сложно найти желание и мотивацию удовлетворять высшие потребности. Основные потребности в UX пирамиде — это функциональность и информация. Высшие — эстетика и юзабилити.

ux-hierarchy

Функциональность

Самая основная потребность интерфейса — это функциональность. Она удовлетворяется в том случае, если интерфейс работает без проблем. В нем нет багов, и всё, по чем вы кликаете, ведет вас именно туда, куда и должно. Чтобы начать работать над функциональностью вашего интерфейса, вы должны хотя бы знать какие задачи он будет выполнять, и как он будет это делать.

 

Информация

Интерфейс без информации — это бесполезная, пустая оболочка. Информация — это следующая основная потребность интерфейса. Она удовлетворяется в том случае, когда ваш интерфейс предоставляет пользователям правильный и актуальный контент в удобочитаемом формате. Если пользователю сложно читать ваш контент, то он и не станет этого делать. А если ваш контент неверен, или не актуален, то пользователю он не нужен. Информация — это главная составляющая интерфейса. Когда вы наполняете интерфейс качественным контентом, пользователи могут на него положиться.

 

Эстетика

После того, как основные потребности интерфейса удовлетворены, можно сфокусироваться на высших. Эстетика — это первая потребность высшего уровня. Чтобы ее удовлетворить, вашему интерфейсу понадобится уникальный, дружественный и профессиональный внешний вид, который будет выделять его из толпы. Хорошая эстетика — это то, что заставит пользователя запомнить ваш интерфейс. Он даже поможет вам приобрести лояльных пользователей. Смотря на эстетичность вашего интерфейса, пользователи будут чувствовать его ценности и индивидуальность.

 

Юзабилити

Когда большинство людей говорит о пользовательском опыте, они имеют ввиду юзабилити — высшую потребность UX иерархии. Юзабилити — это удобство использования интерфейса, которое повышает продуктивность пользователя. Интерфейсы с высоким уровнем юзабилити позволяют своим пользователям быстро и правильно выполнять задачи. Однако, большинство интерфейсов редко развивают юзабилити до предельных показателей. Так происходит потому, что в большинстве интерфейсов заключено множество задач, и всегда есть такие, в которых пользователь допустит ошибку.

Чтобы полностью удовлетворить эту потребность, вы должны проанализировать то, с какой скоростью и точностью пользователь выполняет задачи в вашем интерфейсе. Вам нужно будет предоставить свой интерфейс пользователю, и наблюдать за его поведением. Также, для того, чтобы изобрести решения, которые уточнят и упростят пользовательский поток, вам потребуется умение критически рассуждать. Ваш интерфейс удовлетворит эту потребность тогда, когда пользователь сможет последовательно выполнять каждую задачу, не совершая при этом ошибок.

 

Заключение

Множество людей считает, что пользовательский опыт заключается в одной или двух вышеперечисленных потребностях. Но в действительности, он включает в себя все четыре. Они все важны. Не удовлетворив основные потребности, вашему интерфейсу будет сложно расти, и удовлетворять высшие из них. А не удовлетворив высшие потребности, ваш интерфейс не сможет предоставить пользователю наилучший пользовательский опыт.

Есть много специалистов, которые занимаются определенными потребностями интерфейса. Некоторые, делают больший вклад в его функциональность, другие — в юзабилити. Но все, кто над ним работают, играют свою роль в создании пользовательского опыта. Проблемы начинаются тогда, когда люди начинают уделять больше внимания какой-то одной потребности, и игнорируют другие.

Вы не создадите хороший пользовательский опыт, если не будете удовлетворять иерархии его потребностей. Чтобы жить более счастливо, человек должен полностью развить свой потенциал. Также и интерфейс должен полностью развить свой потенциал, чтобы его пользователи могли жить более счастливо.