Выпадающие меню прочно занимают свое место в веб-дизайне. Однако чрезмерное или неправильное их применение создает множество проблем с юзабилити. Дизайнеры применяют выпадающие меню для разных целей, включая:

  • Командные меню, в которых, после выбора опции запускается действие

picture1

  • Навигационные меню, которые переносят пользователя к другому размещению

picture2

  • Заполнение форм, где пользователям предлагается выбрать нужное значение

picture3-group

  • Выбор значения, где пользователю предлагается выбрать необходимое значение из существующего набора

picture4

Хотя изначально, термины «выпадающий список» и «выпадающее меню» были взаимозаменяемыми, со временем, они приобрели функциональные отличия. Сегодня, выпадающие меню покрывают функционал первых двух вышеописанных вариантов, тогда, как выпадающие списки используются в случае с заполнением форм и выбором значения.

Выпадающие списки, по большей части внешне отличаются от выпадающих меню: радом с ними располагается стрелка, и они применяются для выбора значений или данных. Этот элемент управления часто сопровождается названием, которое стоит на первом месте в самом выпадающем списке. Хотя все эти элементы по-разному применяются в MacOS и Windows, в обоих случаях командные меню отличаются от меню с выбором значения. Более того, Macintosh Human Interface Guidelines не рекомендуют использовать выпадающие меню для команд.

 

Рекомендации по созданию выпадающих меню

У выпадающих меню есть свои преимущества. Во-первых, они экономят экранное пространство. Поскольку они являются стандартным виджетом, пользователи знают, как с ними обращаться. А в случае с применением в формах или в выборе значений, выпадающие списки не дают пользователю ввести некорректные данные.

Несмотря на их преимущества, юзабилити сайтов только вырастет, если дизайнеры начнут применять их немного реже. А до тех пор, вот несколько рекомендаций по созданию выпадающих меню:

 

  1. Избегайте взаимодействующих друг с другом меню, в которых опции одного меню меняются тогда, когда пользователь выбирает что-то в другом меню на той же странице. Пользователям не нравится, когда опции то появляются, то исчезают, и часто сложно включить нужную опцию, когда ее включение зависит от опции в другом виджете.

untitled-3

  1. Деактивируйте недоступные опции, вместо их удаления: все невозможные для выбора опции должны оставаться на виду. Для большего удобства, добавьте к неактивному элементу всплывающую подсказку, которая будет появляться через секунду, после наведения на него мыши, и объяснять, почему он неактивен, и как это исправить.

picture6

  1. Очень длинные выпадающие меню, требующие скроллинга, делают невозможным одномоментный просмотр всех доступных вариантов. Также, для удобного с ними взаимодействия, мышь должна постоянно оставаться в области меню. Сопротивляйтесь искушению, и не применяйте чрезмерное количество элементов в одном выпадающем меню. Если вам все-таки нужно где-то разместить большое количество элементов, подумайте об альтернативах — HTML списки, традиционные ссылки, или мега-меню.
  1. Избегайте применения выпадающих списков в случаях, когда набор с клавиатуры будет более быстрым вариантом. Например, в случае со списком областей или стран. Свободные поля ввода с ограниченными вариантами требуют валидации данных с вашей стороны, но с точки зрения юзабилити — это лучший вариант.

picture8

  1. Избегайте применения выпадающих списков тогда, когда данные, содержащиеся в них, хорошо знакомы вашим пользователям. Например, день, месяц, или год рождения. Обычно, пользователь способен набрать такую информацию почти автоматически, и этот процесс будет выполняться намного быстрее, чем поиск нужного значения в списке возможных вариантов, не говоря о том, что такая практика будет нарушать предыдущую рекомендацию.

picture9

  1. Во время развертывания выпадающего меню, не прячьте его название или описание. Название меню напоминает пользователю о том, что он должен выбрать. Заранее избегайте всего, что может стоять на пути выполнения пользовательской задачи.

picture10

  1. На десктопах, не включайте элементы глобальной навигации в выпадающие меню. Скрытие высокоуровневых категорий вашего сайта, может нанести существенный вред успеху выполнения задачи любого пользователя.

picture11

  1. Обеспечьте поддержку клавиатуры для перемещения внутри выпадающего меню. Выпадающие меню должны поддерживать не только мышь, но и клавиатуру. В случае с меню, пользователь должен иметь возможность выбрать нужный вариант, используя клавиши направления, а в случае с выпадающими списками — нажать на букву, и получить список элементов, название которых с нее начинается.