Кастомизация и персонализация на протяжении долгого времени остаются двумя самыми модными словечками в современном мире разработки. Люди часто используют их как взаимозаменяемые. Но на самом деле, это не одно и то же. Хотя и персонализация и кастомизация стремятся к достижению одного и того же результата, пути его достижения, в обоих случаях разнятся.

 

Кастомизация

Кастомизация выполняется пользователем. Приложение или служба могут позволять пользователям производить изменения, с целью адаптации опыта использования к их нуждам. Пользователь может настраивать разметку, контент, или функциональность.

Настройка профиля пользователя в Facebook
Кастомизация профиля пользователя в Facebook

Зачем нужна кастомизация?

Кастомизация улучшает пользовательский опыт потому, что позволяет пользователям контролировать взаимодействия: каждый пользователь может получить от службы\приложения именно то, что ему нужно. Кастомизация хорошо работает в случае, если пользователь хорошо знает, чего хочет. Поэтому, кастомизация основывается на естественном (пользовательском), а не искусственном интеллекте.

 

Примеры

Кастомизация интерфейса: эта кастомизация позволяет пользователям самостоятельно выбирать, что они хотят видеть, или устанавливать предпочтительные настройки организации или отображения информации.

Кастомизированная лента новостей BBC для Android
Кастомизированная лента новостей BBC для Android

Еще один пример кастомизации интерфейса можно найти на Facebook. Он позволяет пользователям выбирать именно тот контент, который им больше всего нравится. Также, Facebook позволяет вам принимать уведомления только от конкретных людей, страниц, или постов.

Facebook

Персонализация

Персонализация проводится самим приложением. Оно пытается предоставить пользователю тот контент, опыт, или функциональность, которая соответствует его требованиям. Например, Amazon многое знает о своих клиентах по их истории покупок, так что они могут персонализировать предложения для конкретного покупателя. Такой вид персонализации не только добавляет ценности, но и повышает лояльность пользователей.

Предложения Amazon.com, основанные на истории просмотров и покупок
Предложения Amazon.com, основанные на истории просмотров и покупок

Зачем нужна персонализация?

Персонализация превратилась в очень важную часть создания цифровых систем потому, что она создает связь с пользователем. Главной целью персонализации является предоставление того контента и функционала, которые удовлетворяют определенным нуждам или интересам пользователей, без приложения каких-либо усилий с их стороны. Приложение собирает информацию о пользователе, а затем настраивает интерфейс согласно этой информации.

 

Примеры

Пуш-уведомления: ключевой шаг создания персонализированного опыта — это предоставление пользователю наиболее актуального контента. Например, Netflix использует историю просмотра, а затем дает рекомендации.

Согласно Netflix, 75% всех просмотров — это реакция на эти самые рекомендации.

Netflix отлично персонализирует свои пуш-уведомления. Они применяются, чтобы сообщить пользователю о том, когда выходит следующая серия их любимого шоу.
Netflix отлично персонализирует свои пуш-уведомления. Они применяются, чтобы сообщить пользователям о том, когда выходит следующая серия их любимого шоу.

Персонализация, основанная на размещении: приложения, вроде Foursquare, для персонализации опыта используют информацию о размещении пользователей.

Foursquare определяет ваше местоположение, и находит нужные заведения рядом с вами.
Foursquare определяет ваше местоположение, и находит нужные заведения рядом с вами.

Персонализированные функции: для людей, занимающихся бегом, Spotify предлагает персонализированные функции. Приложение использует технологию, которая определяет ритм бега, а затем предлагает плейлист, под него подходящий.

Персонализированные функции

Сдвиг от кастомизации к персонализации

Кастомизация на притяжении долгого времени была тем золотым стандартом, который пользователи ожидали от взаимодействий. Но ситуация изменилась, и сегодня мы наблюдаем сдвиг, в сторону персонализации. Этот сдвиг основывается на том, что кастомизация ведет к увеличению стоимости взаимодействия. Когда вы предоставляете опыт, который можно кастомизировать, всё бремя кастомизации переходит к пользователю, а они не очень любят настраивать приложения (помните, что только 5% пользователей меняют дефолтные настройки). Также, из-за размеров экрана, на мобильных устройствах сложнее выполнять кастомизацию.

 

Заключение

Все пользователи разные, а для кастомизации\персонализации, как и остальных аспектов дизайна, знание пользователя — это ключ. Учтите, что и кастомизация и персонализация требуют работы и поддержки. Чтобы убедиться, что правильный контент поступает в правильные профили, персонализация требует постоянного просмотра отзывов. А кастомизация должна позволять пользователям вносить изменения по мере изменения их предпочтений и интересов.

Перевод статьи Ника Бабича