Теоретически доступ к вебу есть у всех. В реальности — люди, с ограниченными возможностями — исключение.

 

В отличии от других общественных мест, в интернете мы можем выбирать, с чем мы хотим взаимодействовать, и что хотим потреблять. Мы можем использовать разные устройства, браузеры и операционные системы; мы можем менять размер и цвет текста; для управления мы можем использовать мышь, клавиатуру, пальцы или голос; или можем использовать программы чтения с экрана, чтобы преобразовывать слова в звуки.

Какими бы ни были ваши нужды, или предпочтения, у вас, почти наверняка, будет способ получить доступ к интернету.

В теории.

На самом деле интернет — это бардак. Все эти опции доступа для людей с ограниченными возможностями либо забыты, либо отброшены, несмотря на то, что доступные веб сайты вполне могут быть красивыми, инновационными и дружественными.

Это больше, чем просто неудобство. Это вопрос прав человека. Люди с ограниченными возможностями нуждаются в этих опциях чтобы получать доступ к интернету.

Вот мои размышления по поводу того, как мы до такого докатились, и что мы можем с этим сделать.

 

1. Мы учимся создавать веб сайты, не изучая возможности доступности

Я учился создавать веб страницы взламывая код, и наблюдая за изменениями. Это было захватывающе, но опасно. Мы не доверимся архитектору, который не знаком со строительными нормами, и мы не должны нанимать веб-специалистов для создания недоступных веб сайтов. В более широком смысле, это применимо не только к разработчикам и дизайнерам, но также и к менеджерам, контент-продюсерам, блоггерам, и любому другому человеку, задействованному в создании цифровых продуктов.

После изучения основ, я принялся изучать психологию, и компьютерную грамоту — но и тут не было упоминания о доступности. Мои начальные представлении о этой работе были поверхностными, и мне пришлось отказаться от некоторых неправильных концепций. А когда я изучал новые навыки, для своей работы, то несколько раз находил упоминания о доступности, которые, тем не менее, нельзя было найти, если бы я специально их не искал.

Это очень важный системный сбой. Мы создаем приложения, и веб сайты для того, чтобы ими могли пользоваться, и при этом обращаемся с доступностью, как с дополнительной опцией.

Пути развития карьеры в цифровом мире никем не управляются, и я не думаю, что тут надо что-то менять, но кое-чего не хватает. Доступность должна быть встроена в процесс изучения создания цифровых продуктов.

Вот, что мы можем сделать:

  • Учителя: обучать доступности, и акцентировать на ней внимание. Если вы не знаете как, то пройдите курсы веб-доступности. Даже если вы не уверены в своем профессионализме, как эксперта по доступности, то старайтесь получить базовые знания, чтобы сократить вероятность распространения ошибочного мнения.
  • Контент-продюсеры: не надейтесь, что ваша платформа справится с доступностью вместо вас. Системы, вроде WordPress и Drupal, позволяющие создавать доступные сайты, не гарантируют того, что ваш контент будет доступным, а инструменты для автоматического тестирования не могут всё уловить. Если вы не знаете с чего начать, я советую посмотреть этот трехминутный видео обзор веб-доступности, прочитать эту статью о доступности для контент-продюсеров, и просмотреть ресурсы на WebAIM.
  • Дизайнеры и разработчики: если вам нужна подготовка, то займитесь ей. Если вы уже этим занимались, то поделитесь своей работой, и результатами того, как вы тестировали, и решали вопросы доступности. Не думайте, что вам обязательно придется внедрять в название вашего блога слово «доступность», чтобы оправдать его упоминание. Выбирайте платформы и библиотеки, которые позволят вам создавать и тестировать доступные продукты, но помните, что ваш выбор инструментов не гарантирует доступности — всегда нужно тестировать, и улучшать ваш продукт.
  • Менеджеры: подавайте пример. Изучите доступность, уделите ей время, узнайте, что о ней знают ваши подчиненные, включите ее в ваши отчеты по показателям деятельности вашего подразделения. Наймите консультантов по доступности, которые будут заниматься аудитом ваших продуктов, проводите занятия и составляйте дорожные карты для еще более содержательных продуктов и контекстов. Наймите сотрудников из числа людей с ограниченными возможностями, а если вы не считаете это возможным, то узнайте почему, и решите этот вопрос в вашей организации.

 

2. Мы не несем ответственности за недоступные продукты

Что происходит, если продукт не удовлетворяет требованиям доступности? В большинстве случаев ответ — «ничего».

Ваши коллеги скорее всего и не начинают задумываться о доступности, пока она не является частью текущей работы, или если это не касается их лично. После релиза продукта нет гарантии что кто-то сообщит о проблемах с доступностью, просто потому, что обычные пользователи, в основном, крайне редко сообщают о проблемах юзабилити не касающихся конкретно их.

И даже несмотря на то, что доступность — это закон (в США, Канаде, Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, и в некоторых странах Европы), меры пресечения по этим вопросам применяются крайне редко.

Эта относительная безнаказанность приводит к тому, что в краткосрочном периоде доступность игнорируется.

Есть исключения. Может быть вы работаете в каком-то замечательном месте, с прекрасным руководством, разбирающемся в доступности, или ваши пользователи не позволяют вам о ней забыть.

И если создание недоступных продуктов сходит вам с рук, то не думайте, что вы не влияете тем самым на чью-то жизнь, или не теряете потенциальных клиентов. Когда ваша организация поймет ее важность, то вам придется всё переделывать, чтобы удовлетворить требованиям доступности. Именно тогда доступность становится дорогим удовольствием.

Почти неизбежно, и особенно в случае, если вы состоите в команде здоровых разработчиков, работа, которую вы делаете, чтобы сделать веб более доступным, останется недооцененной. Обратите на это внимание. Помогите вашим коллегам понять, что доступность важна и неизбежна. Покажите им, как нужно использовать вспомогательные технологии для тестирования ваших продуктов. Пригласите к пользовательскому тестированию людей с ограниченными возможностями.

Начните работу по доступности, и мы уничтожим проблему ответственности.

 

3. Предположения вводят нас в заблуждение

Вот несколько, услышанных мной оправданий избегания применения опций доступности:

  • «Наш продукт создается для больших корпораций. Люди с ограниченными возможностями в таких местах почти не работают»
  • «У нас маленькая база пользователей, и ни у кого из них нет инвалидности»
  • «Это внутренний продукт, так что он не обязан быть доступным»

Если собрать эти соображения, то становится интересно: где же тогда работают инвалиды? Если не в больших корпорациях и не в маленьких компаниях, то где? Сложно найти работу, если все думают, что вас не существует.

Но все эти соображения неверны. Примерно каждый пятый человек имеет какую-либо инвалидность, не обязательно очевидную. Возможно у вас есть коллега со слабым зрением (ему сложно читать мелкий текст, и вам стоит использовать более крупный текст во внутренней сети); или моторную дисфункцию (возможно ему сложно управлять мышкой, и стоит сделать заполнение форм удобным для использования клавиатуры); или у него проблемы со слухом (и вам стоит создавать субтитры для вебинаров и видео); или имеет когнитивные нарушения (возможно он находится в тех 15 или 20% населения, которые испытывают трудности при чтении, поэтому стоит упростить письменный контент).

Если вы не считаете, что должны обслуживать людей с ограниченными возможностями, вы их дискриминируете. Вы создаете среду, в которой люди с инвалидностями не могут работать.

Эта дискриминация, больше присущая веб-разработчикам, начинает внедряться в саму структуру интернета.

Так что давайте изменим наши предположения, которые мешают людям получать доступ к цифровым продуктам. Давайте создадим новое предположение: что наши пользователи, настоящие, или будущие, имеют какую-то разновидность недееспособности.

 

4. Законодательство не диктует наши действия

Во всем мире, законы, касающиеся доступности — двусмысленны. В Австралии, доступность подпадает под Акт Дискриминации Инвалидности 1992 года, но этот акт не говорит, что нужно делать с технологической точки зрения. The Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 всё чаще используется в качестве глобального критерия, но этот критерий не всегда согласуется с законом (в зависимости от страны и индустрии).

Но соблюдение WCAG не гарантирует доступности. И даже если бы гарантировало, то его соблюдение зависит от программного обеспечения и устройств пользователей, а программы и рамки тестирования постоянно меняются.

Эта неоднозначность усложняет для менеджеров создание политик доступности, но это не значит, что нужно бездействовать. Бездействие — это худшая политика, как в социальном, так и в законном поле. Проведение тестирования исключительно для соблюдения WCAG тоже не лучшее решение (и не обязательно спасет вас от юридических последствий), но с этого можно начать.

Лучший вариант? Сделайте своей политикой разработку доступного контента и платформ. Это значит, что вам нужно учиться самому, и проводить занятия с персоналом. Поддерживать рабочую среду, где доступность действительно ценится. Тестируйте свой продукт на протяжении и после его разработки широким спектром вспомогательных технологий. Разработайте план, на случай, если кто-то не сможет воспользоваться вашим продуктом или услугой. Используйте этот план, а затем найдите корень проблемы и исправьте ее.

 

5. Новые тенденции толкают технологии к не протестированным территориям

Когда клиенты, начальство, разработчики, да кто угодно — говорят о цифровых инновациях, действительно они имеют ввиду именно инновации? Или слово «инновация» просто используется как замена слову «мода»?

У большинства дизайнеров был клиент, или несколько, которые остались недовольны созданным веб-сайтом. Этот опыт повлиял на нас. Веб сайт не ценится, пока он не выглядит красиво.

Хотя эстетика и хороший дизайн имеют цену, мода опасна, поскольку она постоянно меняется и толкает продукты в незнакомые, не протестированные территории.

Доступность и стиль не взаимоисключающие понятия, но следование тенденциям дизайна без надлежащего тестирования приведет к нарушению доступности, не говоря о других потенциальных проблемах юзабилити.

Чтобы вернуть доступность на ее законное место, нам нужно немного замедлиться. Это не значит, что вы не должны изобретать что-то новое, но это значит, что вам нужно уделять больше времени тестированию ваших проектов.

  • Клиенты: прежде, чем требовать что-то трендовое, сначала спросите себя зачем оно вам нужно. Если вы не можете ответить ничего вразумительного, то, возможно, вам стоит передумать. И если вы решили, что вам действительно нужна эта функция или редизайн, вы должны просить о том, чтобы они были тщательно протестированы, включая тестирование доступности.
  • Дизайнеры и разработчики: учитесь говорить «нет» не разработанным идеям, или просите больше времени на тестирование и правки. Дайте клиентам понять, что доступность — это необходимый компонент, и его разработка требует времени. Если нужно, то помогите им понять, почему продукт, который выглядит завершенным может быть еще не завершенным. Пока продукт не протестирован на широком спектре устройств, браузеров и вспомогательных технологий, он не готов к выпуску.

 

Как всё это исправить?

И хотя тут легко отчаяться, стоит заметить, что создание доступных веб сайтов на самом деле не сложный процесс, и он не требует огромного количества времени. Но это только в том случае, если доступность добавляют не задним числом, и, если ей занимается не один человек.

Все, кто участвует в создании веб сайтов, приложений, или цифрового контента, должны принимать на себя ответственность по созданию содержательной цифровой среды. Обучайтесь тому, чего не знаете. Но что важнее всего, определите те понимания, которые нужно изменить: что доступность только для специалистов по доступности, или что она не важна, или что никто не заметит, или что для ее создания надо слишком много усилий.

Мы сами завели себя в эту ситуацию, соблазненные быстрым развитием технологий и моды. Так давайте же это прекратим. Давайте уделим время тщательному тестированию и совершенствованию наших цифровых продуктов. Давайте сделаем веб доступным, таким, каким он всегда должен был быть.

 

Заключение

Я не принадлежу к числу людей с ограниченными возможностями, так что мои взгляды не могут в полной мере отразить то, что значит иметь инвалидность в цифровой век. Я пишу это как веб профессионал, который ответственен за создание как доступных, так и недоступных веб сайтов, и который хочет помочь создать более содержательный веб.

Перевод статьи Миши Эндрюс