Меня зовут Дэйл, я программист, и я хочу кое в чем признаться. Я люблю общаться с клиентами.
Я знаю, что по идее, должен проводить весь день переводя код в удобный пользовательский поток. Но всегда, когда я создаю что-то новое, мне интересно, какое влияние этот продукт оказывает на клиента.
Такая ситуация не должна быть уникальной, но большая часть команд разработчиков стараются отстраниться от людей, которые будут использовать их продукт. Связь с клиентами существует, но по большей части, в форме обращений в службу поддержки. Возможно, это хороший способ сортировки и приоритизации багов, но он никак не помогает разработчику понять человека, который испытывает эту проблему. То, что кажется «незначительной проблемой» для разработчика, может заставить клиента отказаться от использования продукта.
Лучшее программное обеспечение создается не кодом. Оно создается программистом, который хорошо разбирается в нуждах своих клиентов. И такой подход требует того, чтобы разработчик был готов слушать, что клиент хочет ему сказать. Вот как можно этого добиться.
Подготовьтесь
Когда вы начнете общаться с клиентами, то быстро поймете, что проблем у вашего продукта больше, чем ресурсов на их исправление. Так что первым делом, вам нужно подготовится к ведению правильного диалога. Диалога, который будет важен как для разработчика, так и для клиента.
Для начала правильно будет разделить общение на две категории: общение с опытными клиентами, теми, кто уже какое-то время использует ваш продукт, и общение с новичками. Обе категории по-своему важны.
Общение с существующими клиентами
Общение с существующими клиентами позволяет понять, как ваш код используется, и где могут возникать проблемы. Вы быстро определите сложные части продукта, в которых чаще всего встречаются баги, с которыми сталкиваются ваши клиенты. Конечно, дотянуться до каждого клиента вы не сможете. Поэтому, так важно определить ту единственную часть продукта, которую вы будете исследовать, вычислить клиентов, которые сталкиваются в ней с проблемами, и, затем, эти проблемы решать.
Общение с новыми клиентами
Заинтересованность потенциального клиента в использовании вашего продукта — это отличная возможность для разработчика. Я очень часто видел, как клиент волновался о том, что продукт не будет работать в какой-то определенной ситуации. Разработчик может объяснить, как работать с нужными функциями, или как найти им замену в случае, если необходимый функционал в продукте не предоставляется. Я много раз наблюдал ситуацию, когда от оформления подписки, клиента отделяли всего пара строчек кода.
Если вы готовы слушать своих клиентов, то сможете их понять. Даже, если вы поговорите с двумя-тремя клиентами, то получите фидбэк, который сможет сильно повлиять на ваш продукт. Вот преимущества, которые такой подход принес нашей команде:
- Сокращение количества проблем. Всем нравятся новые, яркие проекты. Но если какая-то проблема переходит из продукта в продукт, значит вы подводите и клиентов, и службу поддержки. Даже пообщавшись с тремя клиентами, вы выявите большую часть важных проблем, связанных с определенным потоком.
- Позитивный и негативный фидбэк. На доске, ваша работа может смотреться прекрасно, но по-настоящему ее смогут оценить только пользователи. Чем быстрее вы начнете получать фидбэк, тем больше узнаете.
- Определение запросов на не включенный в продукт функционал. Рассмотрение проблемы с клиентом, передача результатов этого общения команде, и объяснение того, как внедрение этого функционала может повлиять на продукт, помогает нам переосмыслить дорожную карту. Затем, мы можем выделить эту задачу, как нечто, улучшающее качество продукта.
Будучи инженером, вы не относитесь к общению с людьми, как к своей работе. Работа — это программирование. Но в действительности, один час общения с клиентами многократно окупается, экономя недели, проведенные в создании бесполезного хлама, который совершенно не нужен клиентам.
Перевод статьи Дэйла Кентуэлла