«Я хочу сделать вращающуюся дверь, с надписью «потянуть на себя», просто что бы посмотреть, насколько послушны люди»- Демитрий Мартин
Посмотрите на карты, показывающие наиболее распространенные пользовательские интерфейсы. Узнаете?
Даже если вы поняли, что эти диаграммы представляют позиции рычага коробки передач автомобиля, я готов поспорить, что эта ассоциация была не мгновенной. Теперь еще раз посмотрите на них, и попытайтесь подобрать соответствующую букву движению каждой белой точки. После некоторых усилий у вас получится. Это потому, что ваш мозг должен вспомнить, как переключаются передачи на каждой машине, на которой вы когда-либо ездили. Вы будете думать что-то вроде:
«Так, в машине моего отца, задняя передача была вверху справа, а в машине сестры снизу справа. А тут как?»
Также, вам мешает то, что ваши рассуждения, привязаны к другим концепциям, а не к тому, что задумано производителем автомобиля.
Ваша ментальная карта выглядит следующим образом:
P = Стоп
R = Назад
N = Нейтральная
D = Первая
L = Вторая
S или M = Третья
Производители выбрали более причудливо звучащие слова, которые не имеют никакого инстинктивного отклика в нашей голове:
P = Park
R = Reverse
N = Neutral
D = Drive
L = Low
S = Sport
M = Manual
Нам расшифровали эти буквы еще на самом первом уроке вождения, и с тех пор, почти никто из нас, ни разу не задавался вопросом по этому поводу. Когнитивная нагрузка, возможно, незначительно, но она есть, поскольку это самая распространенная в мире система. Миллиарды людей пользуются ей ежедневно, не обращая на это внимания. При таком положении вещей несчастные случаи гарантированы.
Сильная тактильная обратная связь рычага коробки передач смягчает эту ситуацию. Здесь преобладает мышечная память. Ваша рука инстинктивно знает, где будет рычаг переключения скоростей. Вы двигаете рычаг с точно рассчитанным усилием, и чувствуете тот момент, когда ручка стала в нужную позицию.
Вам не нужно смотреть вниз, чтобы убедиться, что рычаг стоит напротив «D». Ваш мозг не должен ссылаться на ментальную карту или переводить «D = Drive = Ехать».
В прошлом месяце, из — за «инновации» в дизайне рычага переключения передач, которая исключила традиционную тактильную обратную связь, умер Антон Ельчин. Антон посчитал, что его джип находится в режиме «P = Стоп» и вышел из автомобиля. Машина придавила его к ограде потому что джип был фактически в режиме «N = Нейтральная».
После этой трагедии все транспортные средства, содержащие «моностабильный» дизайн рычага коробки передач, были отозваны. Дело в том, что смерть Антона Ельчина является трагическим результатом ошибки проектирования. Это правда. Тем не менее, для предотвращения будущих аварий, предложенное решение заключалось в том, чтобы все автомобили использовали полустандартизированную систему «PRNDL». Я считаю, что это ошибка. Проблемы дизайна должны решаться хорошими дизайнерами, а не государственными органами, комитетами по стандартизации, или общественным мнением.
Зачем тащить несовершенные метафоры прошлого в будущее? Дизайн рычага автоматической ручки переключения передач — сам по себе является метафорой, ссылающейся на дизайн и расположение ручных коробок передач. Ее можно было спроектировать как угодно, но выбрали именно эту форму, чтобы смягчить переход для пользователей, заинтересованных в новой технологии. Я не уверен, что это было правильное дизайнерское решение, на выбирать не приходится.
Моностабильный переключатель снова лениво повторил ручную коробку. Никакого воображения — только слепое принятие исторических ответов. Вместо того, чтобы улучшить опыт, дизайнер прикрыл недостатки хромом и деревом. Затем, эта аберрация была передана в отдел маркетинга, который создал термин «моностабильный рычаг коробки передач», возможно, самый обманчивый термин, со времен «светлого» пива. Результаты оказались смертельными.
И пока мы переходим к неизбежному будущему автономных транспортных средств, у нас есть шанс освободиться от недостатков, присущих стандартной системе «PRNDL». Будут ли дизайнеры там, где они смогут повлиять на решение? Или они пожмут плечами, и скажут: «это не моя работа», довольствуясь их традиционной ролью добавления лоска?
На сегодняшний день, ничего не ограничивает UI транспортных средств. Если мы не можем создать что — то лучшее, чем абсурдные модели, представленные диаграммами выше, мы заслужили зомби-мобильный ландшафт, в котором мы, похоже, застряли.
Перевод статьи Эдриана Ханфта