Как UX дизайнеры, мы создаем продукты, с которыми люди взаимодействуют. Когда мы создаем эти продукты, мы тратим большое количество времени на проведение исследований, которые помогают нам понять поведение, привычки, и нужды пользователей. Тем не менее, существуют паттерны, характерные для всех людей, и чтобы сознательно ими пользоваться, мы должны разобраться с механизмами познания.

Эта статья поможет вам понять концепцию, функции, и типы визуального внимания, и начать использовать эти знания в повседневной работе.

 

На что мы обращаем внимание?

Внимание — это способность, помогающая нам выбирать информацию из разных стимулов и процессов. Наше внимание решает, хотим ли мы иметь дело со стимулом, или нет. Иногда, этот процесс проходит автоматически, а иногда, мы концентрируемся на проблеме, которую должны решить.

Психология внимания связана с механизмами восприятия, которые формируют поведение, и его постоянство. Исследователи, занимающиеся изучением внимания, в основном концентрируются на слухе и зрении.

дизайн упаковки меда

 

Пространственное, и функциональное внимание

Существует два типа визуального внимания: пространственное, и функциональное. Пространственное внимание — это когда мы обращаем внимание на конкретную область. Функциональное внимание — это когда мы обращаем внимание на определенный признак, например, цвет.

 

Обработка информации

Чтобы создавать продукты, привлекающие внимание, мы должны понимать, как происходит процесс обработки информации.

1223

 

Однако, это спорный вопрос.

  • По завершении одного периода, начинается следующий, при этом, каждый следующий период содержит всё более сложные признаки обрабатываемого стимула.
  • Другие утверждают, что этот процесс непрерывен, что значит, что каждый стимул передается мгновенно.

 

Типы внимания

Существуют разные типы внимания, которые определяются ситуацией, и интенсивностью стимула.

Избирательное внимание: это автоматический процесс, который, в зависимости от ситуации, выбирает между менее, и более важным стимулом. Поскольку мы можем одновременно следить только за чем-то одним, такой процесс помогает выбрать самый важный стимул в данной ситуации.

Как UX дизайнеры, мы должны помнить о постоянных переменах: интенсивные изменения окружающей обстановки привлекают внимание пользователя. Понимая это, мы можем сознательно создавать пользовательский опыт, который действительно подходит пользователю.

Разделенное внимание: если процесс автоматический, то одновременно может происходить несколько процессов. Отличным примером будет ситуация, когда мы одновременно управляем автомобилем и говорим. Но поскольку, одновременно, мы способны уделять внимание только одному процессу, если что-то произойдет на дороге, то водитель перестанет говорить, и сконцентрируется именно на ней. В этот момент, внимание фокусируется, что значит, что оно ограничивается одним объектом, действием или стимулом.

Сфокусированное внимание — способность мозга, в течение любого периода времени, концентрироваться на одном стимуле. (cognitivefit)

Устойчивое внимание: устойчивое внимание определяется его длительностью и интенсивностью, даже в неблагоприятных условиях, когда действуют различные раздражители.

Как UX дизайнеры мы должны понимать, что устойчивое внимание работает тогда, когда пользователь работает или учится, и всё в пользовательском интерфейсе должно служить этой цели.

 

Внимание — это ограниченный когнитивный ресурс

UX дизайнер должен стремиться сократить когнитивную нагрузку. Модальность каждого чувства использует отдельные ресурсы внимания. Аудиальная задача будет меньше мешать выполнению визуальной задачи, чем вторичная визуальная задача, например, нам проще следить за дорогой и говорить по телефону, чем следить за дорогой и смотреть на GPS навигатор.

Одновременно мы способны обнаруживать 5-9 объектов, что значит, что область пространственного внимания непостоянна, и может как увеличиваться, так и уменьшаться.

 

Эффект вечеринки

Эффект вечеринки — это способность настраиваться на один голос, в толпе других. Подобное может происходить и в цифровой среде.

Как объяснила в своей статье (англ.) доктор Сьюзан Вайншенк, для привлечения внимания можно использовать цвет, контраст, шрифты, белое пространство, и звуковые сигналы.

1_y5OoGZ1vUI-Lc2HVsVidUA

Слишком большой выбор (Закон Хика)

Чем больше выбор, тем больше когнитивная нагрузка. «Этот закон описывает то, сколько времени требуется человеку на принятие решения в зависимости от количества вариантов: увеличение количества вариантов увеличит количество времени, требуемое на принятие решения».

1_a-3ofoEVJu6At7SIpdRHgg

Слепота к изменениям

В зависимости от уровня концентрации внимания, наш мозг может совершенно не замечать происходящие вокруг перемены. Мы должны создавать продукты в соответствии с основными целями и задачами пользователя. UX — это сундук с сокровищами, полный полезных методов и техник. Создание карты пользовательского путешествия или проведение анализа задачи позволит вам избежать эффекта «слепоты к изменениям».

Перевод статьи Норби Гаала