Когда мы говорим о качественных исследованиях, то думаем только о одном их типе. Но, как и в случае с количественными, существует множество вариаций качественного исследования.

Качественные исследования сегментируют по тому же принципу, что и тесты юзабилити.

Один из самых популярных способов — разбить качественное исследование на 5 типов; этнографическое, повествовательное, феноменологическое, обоснованная теория, и тематическое исследование.

Несмотря на то, что все 5 методов используют схожие техники сбора данных (наблюдение, интервью, и просмотр текста), они отличаются тем, какие цели они преследуют — что-то вроде разных типов юзабилити тестов. И также, как и классификация разных юзабилити исследований, различие между этими методами может быть слегка размытым. Теперь опишем эти методы более детально.

 

1. Этнографический метод

Этнографическое исследование, вероятно, самое известное, и применяемое из всех. В этом исследовании, вы погружаетесь в среду участника, чтобы понять его цели, культуру, проблемы, мотивации, и разного рода ситуации. Этнографическое исследование уходит корнями в культурологическую антропологию, где исследователи погружаются в незнакомую им культуру, иногда, на целые годы! Вы полагаетесь не на опросы или интервью, а на опыт, получаемый из культурной среды участника.

 

2. Повествовательный метод

Повествовательный подход объединяет последовательность событий, обычно от одного или двух человек, формируя связную историю. Вы проводите углубленные интервью, читаете документы, и ищете общие темы. Нередко, интервью длятся несколько недель, месяцев, или даже лет, но конечное повествование не обязательно должно сохранять хронологический порядок. Оно может быть представлено как история, согласовывающая противоречивые истории, и подчеркивающая напряженные моменты, которые могут стать возможностями для изменений.

Например, повествовательный подход может хорошо подойти для создания персоны. Хотя персону нужно создавать при помощи нескольких методов, углубленные интервью могут предоставить детали, которые помогут описать культурную среду человека, будь то студент, пытающийся поступить в колледж, или работающая мать.

 

3. Феноменологический метод

Когда вы хотите описать событие, действие, или некое явление, лучше всего подойдет феноменологический метод качественного исследования.

Для понимания того, какое значение участник придает предмету тестирования, феноменологическое исследование объединяет в себе несколько методов, таких, как проведение интервью, чтение документов, просмотр видео, или посещение каких-то событий. Для понимания мотивации, вы полагаетесь на собственные взгляды участников.

Как и в случае с другими качественными исследованиями, вы не начинаете с хорошо сформулированной гипотезы. В феноменологическом исследовании, вы часто проводите большое количество интервью, чтобы создать достаточный набор данных для поиска новых тем, и используете других участников чтобы подтвердить свои результаты.

Например, за последние 5 лет начали массово появляться разного рода онлайн-курсы, и вы хотите узнать, как люди с ними взаимодействуют. Хотя вы можете изучить то, сколько времени человек проводит на сайте и к какому контенту он получает доступ при помощи логов, феноменологическое исследование будет нацелено на лучшее понимание опыта студентов и того, как он может повлиять на понимание материала.

 

4. Обоснованная теория

В то время как феноменологическое исследование пытается описать суть деятельности или события, метод обоснованной теории стремится предоставить объяснение, или причины, стоящие за этим событием. Чтобы создать теорию, основанную на данных, вы используете интервью и существующие документы. Чтобы определить темы и создать теорию, вы проходите через серию открытых и осевых кодирований. Размер выборки, также, часто увеличен — между 20 и 65. Метод обоснованной теории может помочь лучше понять то, как сообщество пользователей использует продукт или выполняет задачи, тем самым информируя ваши дизайнерские решения.

 

5. Тематическое исследование

Исследователи могут полагаться на ценность тематического исследования, для объяснения организации, компании, или события. Тематическое исследование — это глубокое понимание предмета, посредством множества типов источников данных. Тематические исследования могут быть объяснительными, исследовательскими, или описывать событие.

Например, тематическое исследование на тему, как мульти-национальная организация внедрила UX методологии в гибкую среду разработки, будет полезно и информативно для множества организаций.

 

Заключение

В приведенной ниже таблице представлены различия между пятью качественными методами.

Метод Фокус Размер выборки Сбор данных
Этнографический Контекст или культура Наблюдение и интервью
Повествовательный Индивидуальный опыт и последовательность 1-2 Истории и документы
Феноменологический Люди, пережившие что-то необычное 5-25 Интервью
Обоснованная теория Разработка теории из собранных данных 20-60 Интервью, затем, открытое и осевое кодирование
Тематическое исследование Организация, объект, личность, или событие Интервью, документы, отчеты, наблюдения